Свидетельство о регистрации
ПИ № 1-50376 11 2002 от 11 октября 2002г.
Адрес редакции: г.Одинцово, ул.Советская, 1Б Тел: (495)229-3586, (916)033-0289  info@newst.ru

Новости

Страница: 1<<56789>>121

01.10.08 Чиновников посадят под "прослушку"

Чиновников посадят под "прослушку"

Кремль завершил работу над пакетом антикоррупционных мер

Екатерина Григорьева

Кардинальное снижение уровня коррупции - именно такая цель, как подтвердил во вторник президент Дмитрий Медведев, является приоритетной для властей. Обещанный президентский пакет антикоррупционных законопроектов должен поступить в Госдуму в ближайшие пару дней. Во вторник в Кремле в него вносили последние коррективы.

Ради финальной шлифовки законопроектов Медведев собрал первое заседание Совета по противодействию коррупции. То, что происходит сейчас, он назвал "тяжелой болезнью", которая "разъедает экономику и разлагает все общество". Бороться с ней будут угрозой конфискации и новыми ограничениями для госчиновников. Правда, часть предлагаемых мер в итоге была смягчена еще до внесения антикоррупционного пакета в парламент.

Самодостаточным этот пакет антикоррупционных мер никто не считает. "Чтобы закон начал работать, надо создать условия для его реализации, а потом убедиться в том, что он адекватно регулирует отношения, на которые направлен, а не высосан из пальца, написан в угоду начальникам", - Медведев, как начальник и при этом юрист, похоже, знал, о чем говорит. "Коррупция - следствие избыточного госрегулирования", - признавал глава кремлевской администрации Сергей Нарышкин. Уход от "кошмарения" бизнеса уже продекларирован, а антикоррупционный пакет направлен, скорее, на борьбу с аппетитами чиновников.

Пакет будет состоять из нескольких частей. Первая - это непосредственно закон о противодействии коррупции. Он впервые дает юридическое определение этому явлению. Вторая - изменения в закон о правительстве. Премьера, его заместителей и федеральных министров обяжут декларировать имущество, доходы и "иные имущественные обязательства", то есть акции, паи и прочее. Причем не только свои, но и жен-мужей и несовершеннолетних детей. Взрослые дети из этого списка были исключены еще на ранних стадиях обсуждения антикоррупционного пакета - мол, у них своя жизнь, и вовсе не обязательно их доходы и статус зависят от поста родителей. Точно такие же обязанности по декларациям появятся у всех остальных государственных и муниципальных служащих.

Как объяснил Нарышкин, еще одна новация - в том, что достоверность деклараций смогут проверять не только налоговики, но и оперативники. Причем с применением всех доступных им технических средств.

- Раньше у нас была ситуация "не пойман - не вор", - говорит Михаил Барщевский, адвокат и участник антикоррупционного заседания. - А сейчас будет такая: да, не пойман, за руку при взятке не ловили, но сомнительное имущество есть, так что давай-ка мы тебя проверим.

Оперативно-розыскная деятельность в отношении чиновников не будет, естественно, поголовной. Во-первых, не хватит сил и средств, а во-вторых, чересчур свободное применение "прослушек"-"наружек" тоже может стать своего рода коррупционной мерой. Так что порядок применения оперативно-розыскных мероприятий будет определен отдельным указом президента.

Если же по итогам проверки у чиновника особняк на Рублевке или замок на Лазурном Берегу обнаружится, а легальные источники дохода для его приобретения - нет, то тогда по решению суда может быть применена конфискация в пользу государства. Имущество будет выставлено на торги, а средства от продажи направлены в бюджет.

Жестких мер в антикоррупционном пакете много, но в итоге финальная шлифовка привела и к смягчению некоторых из них. Например, изначально предполагалось запретить уволившимся чиновникам в течение двух лет занимать должности в коммерческих фирмах, с которыми они были связаны по госслужбе. Но, как сообщили во вторник по итогам совета его участники, решили обойтись без мораториев: для того чтобы стать коммерсантом, экс-чиновнику будет достаточно заручиться согласием своего бывшего начальника.

- Важно понимать, что это именно пакет мер, - напоминает Барщевский. - С моей точки зрения, если он будет применен хотя бы наполовину, мы сократим коррупцию раз в десять.

Приятный прогноз. Сбудется ли?

Источник: Газета ИЗВЕСТИЯ

01.10.08 Призыв к порядку

Призыв к порядку

О модернизации России и возможном экономическом прорыве

Владислав Иноземцев

"Российская газета" - Федеральный выпуск №4762 от 1 октября 2008 г.

Модернизация страны четко заявлена как основная задача нового президентства - однако в сегодняшней России это понятие остается неопределенным, а политики и эксперты обусловливают достижение данной цели рядом обстоятельств, которые выглядят вторичными.

Можно слышать, что модернизация невозможна без демократизации и политических реформ. Утверждают, что она должна быть "постиндустриальной", и ее судьба решится в сфере инновационных технологий. Подчеркивается, что о модернизации нельзя даже и говорить, если на первый план не будет поставлено развитие науки и образования. Эти красивые слова, с одной стороны, отражают лишь часть правды и, с другой, не проясняют сиюминутных шагов, которые могли бы превратить модернизацию из досужей мечты в повседневную реальность российского общества.

История учит суровой правде. Мощные экономические прорывы в Южной Корее и на Тайване пришлись на периоды правления военных режимов Пак Чжон Хи и Чан Кайши; в Бразилии модернизация была начата в годы хунты генерала Кастелло Бранко; в Китае о демократии не приходится и говорить, и даже в Японии почти вся послевоенная политическая история была историей одной правящей партии. Ни одна модернизация не опиралась на развитый технологический сектор; напротив, все они основывались на заимствованных производственных технологиях. И серьезное развитие человеческого потенциала, подъем образования и науки были не предпосылкой, а следствием успешных модернизаций и пришлись на их заключительные, а не на начальные этапы.

Зато в каждом случае модернизации предполагали порядок. Говоря о нем, мы не имеем в виду террор сталинского типа. Речь идет о том, что важнейшим условием модернизации является четкая постановка целей, отказ от всякого рода демагогии; выработка средств достижения указанных задач; минимизация затрачиваемых на их достижение средств и усилий; и как продолжение - безусловное отторжение системой институтов и лиц, доказывающих свою некомпетентность или бесполезность. Порядок в условиях модернизации - это средство обеспечения ее эффективности. Все, что мешает четко формулировать цели и задачи, а затем и достигать их, должно отметаться. Лишь пройдя по этому пути, Россия сможет стать современной страной, сформировать в гражданах ценности, свойственные пост индустриальному обществу и занять достойное место в мире как великая держава XXI века.

Модернизация как вынужденная мера

Будем откровенны: модернизация - это процесс приспособления экономики и общества к условиям, в которых нынешняя социально-экономическая система чувствует себя некомфортно, проигрывая конкурентам или ощущая неизбежность отставания. Россия в 2000-е годы решила задачу своего выживания как единого государства, но вышла из кризиса с крайне односторонней индустриальной базой, безнадежно отстающей в сфере высоких технологий, обладающей крайне неэффективным бюрократическим аппаратом и опасно экспериментирующей с ростом социального неравенства. В таких условиях модернизация выступает жизненно необходимой, а не просто желательной мерой.

Задачи российской модернизации - это задачи догоняющего развития, а не "социального проектирования". Мы находимся в ситуации, в которой за последние 60 лет побывали многие другие страны: Германия и Япония после Второй мировой войны; Южная Корея и Тайвань в 1960-е годы; Бразилия на рубеже 1970-1980-х годов; Китай начиная со второй половины 1980-х. Мы являемся сверхдержавой только в мечтах. Сделаться ей на деле - задача, требующая мобилизации всех имеющихся сил и средств. Модернизация для России, как и для других модернизировавшихся стран, - мера вынужденная. Модернизация должна вывести общество на путь, который позволит затем отказаться от модернизаций и перейти к нормальному поступательному развитию. Средствами модернизации являются четкий план, основанный на учете исторического опыта, и его упорядоченная реализация, а ее результатами станут и демократия, и рост благосостояния, и развитие высоких технологий, и прочие блага подобного рода. Но не надо путать средства и результаты и думать, будто модернизация возможна без собранности, мобилизации и самоограничений.

Модернизация - это встраивание в мир, а не подстраивание мира под себя. Все успешно модернизировавшиеся страны - Япония в 1980-е годы, Китай на протяжении последних десятилетий, та же Бразилия (пусть и в региональном масштабе) - усваивали логику глобальной экономической системы и, используя ее, становились реальными претендентами на статус "державы N 1". Ни одна страна, попытавшаяся выдумать собственный путь в угоду отечественным доктринерам, не достигла подобных успехов. Россия - элемент мировой экономики, который сегодня используется этой экономикой преимущественно как источник сырья. Причина тому - неготовность элит реализовать программу индустриальной модернизации и сломить сопротивление препятствовавшей ей бюрократии. В выступлениях президента Д.А. Медведева мы слышим сейчас новые нотки, и это внушает большие надежды.

Модернизация как мобилизация

История не знает модернизаций, которые не были бы индустриальными. Каждая модернизировавшаяся страна ставила задачей самообеспечение качественными промышленными товарами и вывод своей продукции на мировой рынок. С 1960 по 1989 г. Япония увеличила выпуск автомобилей в 19 раз, мотоциклов - в 26, телевизоров - в 38, а магнитофонов и аудиосистем - более чем в 45 раз. В середине 1980-х она обеспечивала 82% мирового выпуска мотоциклов, 80,7% производства видеосистем и 66% - факсов и копиров. Южная Корея за двадцать лет стала мировым лидером в тяжелом машиностроении; сегодня на ее верфях строится около 38% общего тоннажа торговых судов, ежегодно спускаемых на воду в мире. Китай произвел в 2006 г. 65% всех собранных в мире ксероксов и микроволновок, 50-55% видеокамер, DVD-проигрывателей, цемента и текстиля, треть компьютеров в 29% мобильных телефонов. Бразилия за 1994-1997 гг. запустила в производство собственную линейку пассажирских самолетов Embraer, которые уже используются в 36 странах мира.

Россия в последние десять лет не просто стоит на месте: доля национальных производителей сокращается на всех рынках конечной продукции - от автомобилестроения до бытовой электроники, от фармацевтики до сельского хозяйства. Почему? На то есть две причины. Во-первых, мы не готовы зарабатывать свое благосостояние собственными усилиями. Во-вторых, мы не хотим нести ответственность за неудачи, и потому уже привыкли ставить не реальные цели, а мифические "ориентиры", приближение к которым невозможно измерить.

Когда в 1960-1980-х годах отсталые страны Юго-Восточной Азии начинали экономические реформы, средний размер ВВП на душу населения составлял 700-900 долл. США. Это позволило перенять технологические достижения Запада и соединить их с дешевой рабочей силой. Однако результат такого соединения общество ощутило в среднем через 15-25(!) лет после начала реформ: до этого реальная заработная плата росла на 1-2% в год, а доля накоплений в ВВП сохранялась на уровне 38-50% (в России она составляет всего 23,5% - на 3-4% больше, чем в "никуда не спешащих" Франции и Италии). Серьезный рост доходов населения начался тогда, когда "дореформенные" показатели объемов промышленного производства были превышены в 2,5-4 раза. В России с 2000 г. реальные доходы населения выросли в 2,9 раза, а в "Программу-2020" заложено, что средняя заработная плата будет расти вдвое быстрее производительности. Нужно понять: чем мы собираемся "затыкать дыру"? Нефтяными доходами и притоком дешевых мигрантов? Но это не модернизация, а паразитизм. "Национальной идеей" модернизации является сбережение; а не безумная роскошь и "разбазаривание" незаработанного. Рациональное использование ресурсов, целевые вложения в "точки роста" экономики и социальной инфраструктуры - вот единственно возможный путь.

Когда в 1960-е годы Япония начала ускоренную модернизацию, Министерство внешней торговли и промышленности совместно с Банком Японии организовало программу кредитования частных компаний и корпораций на льготных условиях для закупки западных технологий и вывода продукции на мировые рынки. Главными были четкие количественные показатели: объем проданной продукции и рыночная доля. Отчеты об "освоении средств" не принимались: если к обозначенной дате цели не достигались, дотации требовалось вернуть. Видим ли мы в России хоть что-то подобное? Какие задачи, кроме финансовых, российская власть ставит перед промышленниками? Где количественные показатели работы? Кто из получателей госфондов, сорвавших сроки выполнения заданий, наказан? С кого снято государственное финансирование? На чью "делянку" допущены конкуренты? Пока эти вопросы вызывают улыбки, бессмысленны и мечты о модернизации.

Взамен нам предлагают поверить, что модернизация может быть постиндустриальной, и брать пример с США и Европы, которые чуть ли не крест поставили на собственной промышленности. Демагогия! Даже не вспоминая о том, что в Германии в индустриальном секторе занято 26,8% рабочей силы, заметим: эти страны пришли к постиндустриализму, овладев индустриальной практикой, а не бросив попытки стать индустриальными державами. Они прошли "школьную программу", а не провалили ее, прежде чем решили поступать в вуз.

Еще раз повторим: серьезную промышленную державу нельзя построить без мобилизации усилий - и народа, и власти. А мобилизация требует порядка и ответственности - которых нельзя требовать от "низов", если их нет наверху.

Бюрократический тупик

Cамая большая проблема российского государства - это те, кто идентифицирует себя с ним, не имея на то морального права. В успешных странах должностное лицо никогда не будет рассказывать публике об успехах of our state или de notre Etat. Принято говорить о стране или нации, но не о государстве - просто потому, что носители власти, государственная бюрократия выступают не более чем слугами общества, а успехи слуг не могут превосходить достижения господина (носителя суверенитета, если угодно).

С 1991 по 2007 г. численность чиновников в нашей стране выросла почти вдвое - с 950 тыс. человек до 1,75 миллиона. Содержание гигантской государственной машины обходится стране в треть ее бюджетных расходов, или почти в 10% ВВП. Сам по себе рост числа чиновников, да и расходов на их содержание есть общемировая тенденция, отражающая усложнение и удорожание управленческих процедур. Но эффективность нашей бюрократической машины сомнительна: в подборе кадров отсутствует и намек на меритократический принцип. Некомпетентность компенсируется реорганизациями, усложняющими систему принятия решений и бросающими чиновников с одного места на другое.

Но еще более важно то, что во всех модернизировавшихся странах борьба с коррупцией становилась национальным приоритетом. В Южной Корее ее жертвами в 1980-е и 1990-е годы "пали" более 30 тыс. госслужащих - в том числе 16 министров, председатель Центрального банка и два бывших президента страны. В Китае за последние пять лет за коррупционные преступления осуждены около 47 тыс. бюрократов местного уровня и более 3,5 тыс. чиновников на уровне регионов и в центральных министерствах. Около тысячи человек были приговорены к высшей мере наказания, более 11 тыс. - к тюремному заключению на срок от 10 лет. В нашей стране, где, по словам министра внутренних дел Р.Нургалиева, за 8 месяцев текущего года число преступлений против госслужбы выросло на 7,7% (в т.ч. по фактам взяток - на 6,8%) лишением свободы наказывается только каждый десятый взяточник. И пока ситуация не изменится, никаких шансов на модернизационный прорыв у нас нет.

России нужен порядок, основанный на "социальном договоре" народа и власти. Нужно признать: любые взаимоотношения граждан и государственных органов - будь то подача налоговой декларации, таможенное оформление груза, получение разрешений или лицензий - это соглашение, в котором каждая сторона имеет свои права. Если через годы выясняется, что компания не заплатила налоги или вопреки закону обрела какие-то преференции, обвинение равной тяжести должно предъявляться не только ее руководителям, но и чиновникам. Так, государство может обанкротить уходящую от налогов компанию, но если оно пытается это сделать, то вместе с руководителями компании к ответу должны быть привлечены и чиновники, проводившие плановые проверки, не заметившие (или не захотевшие заметить) очевидных нарушений, ставшие фактическими соучастниками содеянного. Без "принципа взаимной ответственности" в отношениях граждан и бизнеса с государственными и правоохранительными структурами коррупция неодолима.

Финансовый "туман"

Еще одна сфера, где порядок необходим сегодня в первую очередь - это государственные финансы. Упоение финансовыми "успехами" стало в России всеобщим. За последние восемь лет объем доходной части государственного бюджета вырос в 6 раз, капитализация российского фондового рынка - более чем в 11 раз, а золотовалютные резервы Центрального банка - почти в 25 раз. Но финансовые успехи недолговечны, а бум легко может смениться кризисом.

Гигантские финансовые ресурсы страны не работают сегодня на ее благо; доходы не обращаются в основные фонды и не обеспечивают промышленного подъема. Мир не видел модернизирующихся стран, в которых индустриальный рост хронически отставал бы от темпов роста ВВП. В "азиатских тиграх" промышленность росла быстрее ВВП в среднем в 1,7 раза, в Китае в 1995-2003 гг. - в 2,1 раза быстрее; у нас ВВП растет в первую очередь за счет сферы коммуникаций и связи, оптовой и розничной торговли, финансовых услуг и строительства. В индустриальном секторе выделяются лишь производство труб и металлоконструкций, строительных материалов и пищевая промышленность. Но возможности государства только кажутся безграничными (доходы федерального бюджета в 2008 г. составят 6,6-7 трлн. руб., или 280-300 млрд. долл. - меньше, чем доходы бюджетов Нидерландов и Австралии, где живут соответственно 16,8 и 20,3 млн. человек).

Еще одна насущная тема- формирование огромной госсобственности, сколачивание неповоротливых (по крайней мере, на данный момент) госкорпораций. При этом зачастую звучат обоснованные сомнения в эффективности использования этой собственности, в разумности государственных расходов. Зачем принимать 47 федеральных целевых программ с плановым финансированием в 700 млрд руб. в год, из которых реально работают далеко не все? Сегодня не 1998-й год, но жесткое наведение порядка в бюджетных расходах выглядит не менее очевидной необходимостью, чем перед финансовым кризисом десятилетней давности, так как финансовая распущенность уже перешагнула все мыслимые пределы. Нужно наконец понять, что жить по средствам и бережно считать каждую копейку - отнюдь не привилегия лишь для бедных.

Это же относится и к корпоративному сектору. Сегодня, похоже, в России не осталось промышленников - есть только финансисты. В Корее в 1980-е годы и в Китае в 1995-2005 гг. крупные компании тратили соответственно 91 и 88% своих суммарных инвестиций на развитие основной деятельности, и лишь около 10% - на покупки пакетов акций смежников и конкурентов, или непрофильные активы. В Японии до конца 1970-х годов только половина крупных компаний котировалась на бирже; в Южной Корее фондовый рынок начал развиваться тогда, когда страна уже стала индустриальной державой, а в Китае биржа не выступала значимым индикатором развития экономики вплоть до начала 2000-х годов. В России же сегодня капитализацию компаний принято считать чуть ли не более важной, чем любые их производственные и инвестиционные показатели.

Российской власти и российским предпринимателям застят глаза формальные показатели масштабов. Создать огромный холдинг "Ростехнологий", укреплять "Газпром" или организовать крупнейшую в мире металлургическую компанию на базе "Норильского никеля" и "РУСАЛа" - вот достойные задачи. Но за этой суетой скрыта невиданная монополизация, тормозящая индустриальное развитие. Стране нужна не концентрация активов, а аналоги антитрестовских законов Шермана и Клейтона, которые привели бы в чувство монополистов, вздувающих цены в производстве газа и теплоэнергии, металлов и угля, строительных материалов и цемента. Удивительно читать, что в 2007 г. по статье о злоупотреблении доминирующим положением на рынке ФАС собрал штрафов на 302 млн руб. - и это в стране, где более 70% добычи углеводородов приходится на пять компаний, а 100% алюминия вовсе на одну. Заметим: антимонопольные органы ЕС в 2007 г. взыскали с нарушителей в 100(!) раз большую сумму - 1,86 млрд евро.

На этом фоне стране навязывается культ роскоши и усиливается социальное неравенство. Когда США в 1930-1960-х годах проводили полную перестройку своей экономики, заложившую основы постиндустриального общества, ценой ее было сокращение богатств высшего класса. К 1964 г. в стране осталось "всего" 13 долларовых миллиардеров, хотя в 1928 м их было 32. Россия же сегодня близка к первой строчке в "командном первенстве" богачей: по данным Forbes, среди 100 самых богатых людей мира 32 американца и уже 18 россиян. При этом если суммарные состояния 39 самых богатых американцев равны 22% расходной части бюджета США, то 14 богатейших россиян контролируют средства, эквивалентные 138% ежегодных трат федерального бюджета РФ. Должны ли граждане считать такое положение справедливым? Вопрос риторический.

* * * * *

Сейчас принято считать, что 1990-е годы прошли в России под знаком анархии и распада, а 2000 е стали временем наведения порядка. Это слишком упрощенная картина. Сегодня нужно строить не чиновно-бюрократические "вертикали", а "горизонтали" ответственности; бороться за интересы не бюрократического сообщества, а страны и ее граждан. В этом - суть повестки дня, предлагаемой президентом Д.А. Медведевым. И она, увы, нереализуема в условиях расслабленности. Установление порядка должно стать лозунгом нового президентства, каким бы неприятным он ни казался многим. Иного выбора у России попросту нет.

01.10.08 Через границу в "одно окно"

Через границу в "одно окно"

Сегодня вступают в силу новые правила пропуска импортных товаров в Россию

Татьяна Зыкова

"Российская газета" - Федеральный выпуск №4762 от 1 октября 2008 г.

С 1 октября количество контролирующих служб на российских международных автомобильных пунктах пропуска сократится с семи до двух. Там останутся только пограничники и таможенники.

Ожидается, что для импортеров, ввозящих продукты, товары, автомобили, животных, цветы и растения, наступят райские времена. На границе будет введен в действие принцип "одна остановка-одно окно".

Сегодня вступает в силу постановление правительства, наделяющее таможенников полномочиями санитарных врачей, ветеринаров, фитосанитаров, транспортных инспекторов. Цель нововведения - избавить импортеров от очередей, сократить до нескольких минут время пребывания автомобилей на территории пунктов пропуска. При этом досматривать грузы станут в исключительных случаях. Для этого площадки пунктов пропуска поделят на "красную" и "зеленую" зоны. На "зеленой" дополнительные виды таможенного контроля не потребуются. До сих пор, напомним, томительные часы ожидания проверки документов на границе растягивались до 3-5 часов в зависимости от оживленности трас-сы.

Впрочем, на "смежные" профессии служители таможни смогут переквалифицироваться буквально на минуты, проверяя соответствующие документы перевозчиков непосредственно при въезде в пункты пропусков. Представителей же профильных федеральных ведомств, которые остались теперь за линией границы, участвовать в таможенных процедурах позовут только в случае выявления каких-либо нарушений. К примеру, вместо сотрудников транспортной инспекции именно таможенники будут проверять вес и габариты рефрижераторов или грузовых фур, специальные разрешения на международные перевозки опасных, крупногабаритных или тяжеловесных грузов. Транспортные инспекторы подключатся к проверке, если при сверке сопроводительных документов будут обнаружены недочеты - превышены габариты и вес грузовика, замечено отсутствие отличительных знаков государства регистрации авто и т.д. По аналогичному принципу станут отслеживать и документацию по ветеринарному, фитосанитарному, санитарно-карантинному контролю.

В странах ЕС и в Америке, кстати, "единые окна", предусматривающие максимальное упрощение таможенных процедур, в том числе по предварительному информированию о ввозимых товарах, "открыты" уже несколько десятилетий и зарекомендовали себя с лучшей стороны. Не нужны ворохи документов, чтобы отправить свой товар в ту или иную страну. Да и время на оформление экспортно-импортных операций сокращается в разы. В России к подобной "оконной технологической революции" готовились несколько лет. Для этого начиная с 2005 года правительству пришлось принять более 7 постановлений. Кстати, в качестве эксперимента внедрение новой технологической схемы впервые было апробировано летом этого года на российско-латвийском участке границы, в пункте пропуска "Бурачки" Себежской таможни. В итоге уже через два месяца этот один из самых скандально известных участков, где постоянно скапливались многокилометровые очереди, продемонстрировал, по оценкам представителей Федеральной таможенной службы (ФТС), отличные результаты.

Кстати, внедрение принципа "одного окна" на российской границе приурочено и к широкомасштабному пилотному проекту по обмену таможенной информацией и взаимной стыковкой транзитных систем с странами Евросоюза. Через три месяца, с 1 января 2009 года, Россия и 12 стран ЕС приступят к его реализации.

Эта статья является комментарием к:

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 480 г. Москва "Об утверждении Правил представления таможенным органам в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации документов, необходимых для осуществления иных видов контроля помимо таможенного контроля"

01.10.08 Материнские деньги по почте

Материнские деньги по почте

Оформить получение семейного капитала станет проще

Ирина Невинная

"Российская газета" - Федеральный выпуск №4762 от 1 октября 2008 г.

Внесены изменения в Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Соответствующее постановление правительства публикует сегодня "Российская газета".

Закон о материнском капитале вступил в силу с января 2007 года, и сегодня уже можно анализировать, насколько легко или, наоборот, сложно преодолеть все формальности, связанные с оформлением права на получение этих денег. Оказалось, что для определенной части семей, имеющей право на государственную поддержку, сложности действительно возникли.

Например, напоминают в минздравсоцразвития, по действовавшим до сих пор правилам заявление на получение государственного сертификата на материнский капитал нужно было приносить в Пенсионный фонд лично или передавать через законного представителя. Но согласно Гражданскому кодексу "законным представителем" гражданина может быть весьма ограниченный круг лиц. В результате, например, одиноким мамам, не имеющим близких родственников, было совсем непросто сначала собрать все нужные документы, а затем дойти с ними до Пенсионного фонда, чтобы оставить заявление. Возникали проблемы с оформлением сертификата и у женщин, проживающих за рубежом.

Теперь, кроме "законных представителей", заявление в ПФ может принести и доверенное лицо. Для этого достаточно оформить нотариально заверенную доверенность, причем не обязательно на родственника, но и на сослуживца, подругу или соседа.

Более того, новые правила разрешают направить заявление и копии прилагаемых к нему документов в Пенсионный фонд по почте. В этом случае копии документов также придется заверить нотариально либо, если заявитель живет за границей, в российском консульстве. Согласно правилам воспользоваться услугами почты можно так, чтобы были подтверждены факт и дата отправления заявления и пакета документов. Проще говоря, это нужно делать заказным письмом с уведомлением о доставке.

Второе важное новшество, благодаря которому тысячи семей смогут облегченно вздохнуть, касается требований к месту проживания семьи. До сих пор заявление в Пенсионный фонд можно было подать только по месту жительства (то есть там, где человек имеет постоянную регистрацию). Новый порядок допускает также обращение за материнским капиталом по месту пребывания или фактического проживания. Как пояснили в министерстве, в последнем случае в территориальное отделение ПФР подается заявление о месте, где фактически живет заявитель. Это большое облегчение для студентов и аспирантов, обучающихся в другом городе, не говоря уж о трудовых мигрантах, еще не успевших "осесть" на постоянное жительство в городе, где удалось найти работу.

Наконец, еще одно новшество - возможность получить государственный сертификат не лично в Пенсионном фонде (как предусматривал официальный порядок до сих пор), а также по почте. Особенно важно это для жителей удаленных населенных пунктов и опять же для тех, кто живет за рубежом.

Также напомним, что главные принципы получения сертификата и денег остались неизменными. Государственный сертификат, подтверждающий право на материнский капитал, можно получить в любой момент после рождения (усыновления) второго (последующего) ребенка. А вот деньги переведут на специальный счет не раньше чем через три года. При этом воспользоваться капиталом (чтобы оплатить учебу, улучшить жилищные условия или увеличить материнскую пенсию) можно в любое удобное время до момента совершеннолетия ребенка.

Эта статья является комментарием к:

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2008 г. N 709 г. Москва "О внесении изменений в Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал"

01.10.08 Годовалый солдат

Годовалый солдат

Сегодня начался осенний призыв на военную службу

Михаил Фалалеев

"Российская газета" - Федеральный выпуск №4762 от 1 октября 2008 г.

С 1 октября в России начинается призыв на военную службу, срок которой составит один год. Призывные комиссии будут работать три месяца, до 29 декабря.

Указ президента требует поставить в строй 219 тысяч граждан. По закону "О воинской обязанности и военной службе" призыву подлежат мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающие в запасе. Одновременно уволят 205 тысяч граждан, призванных осенью 2006 и весной 2007 годов.

Начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба Вооруженных сил генерал-полковник Василий Смирнов рассказал, что призывные комиссии возглавляют руководители местных администраций. Сейчас представители минобороны проверяют пункты приема и транзита призывников.

Как сообщил Василий Смирнов, весной 2009 года количество призывников значительно возрастет. Уже увеличилось число призывников с высшим образованием. Весной их было 21,5 процента. Год назад - 13,5 процента.

Но военные не удовлетворены здоровьем ребят, приходящих на сборные пункты. Например, весной этого года каждый третий призывник оказался совершенно не годен к службе по состоянию здоровья, более половины призванных имели ограничения по здоровью. То есть их нельзя направить служить в воздушный десант, морскую пехоту, в части постоянной готовности. У многих - ограниченный вес, хронические заболевания. Приходится немалую часть таких "бойцов" сразу направлять в госпитали, где их откармливают и лечат.

В "горячие точки" закон позволяет направлять так называемых солдат-срочников. Но только тех, кто прослужил не менее полугода и получил военно-учетную специальность.

Федеральная целевая программа по дальнейшему переводу на контрактную службу Российской армии, по словам генерала Смирнова, начнет выполняться с 2009 года. На контракт будут переводить старшин Военно-морского флота и сержантов других видов Вооруженных сил. Разумеется, запланировано и создание необходимой инфраструктуры, в том числе строительство жилья. Сейчас в армии и на флоте служат по контракту 208 тысяч военнослужащих. Только 80 процентов соединений и частей постоянной готовности укомплектованы контрактниками.

Кстати, генерал Смирнов сообщил, что в наших Вооруженных силах служат по контракту 295 иностранных граждан. Причем на вполне законных основаниях. Законодательством предусмотрено, что через три года службы они имеют право получить российское гражданство. Больше всего в наших войсках граждан Таджикистана - 89 человек. Из Азербайджана - 22, столько же - из Армении, 8 граждан Белоруссии, 1 - Грузии, 12 - Казахстана, 11 - Киргизии, 17 - Молдавии, 66 - Узбекистана, 9 - Туркмении, 9 - Украины.

По словам генерала Смирнова, количество "уклонистов" от армии значительно уменьшилось. Возможно, свою роль сыграло сокращение срока службы. В прошлом году их было 12,5 тысячи человек, в этом - 5,8 тысячи. Генерал также считает, что альтернативная гражданская служба в России не пользуется популярностью. Сейчас ее проходят 914 человек, 900 - завершают, а 319 - находятся в бегах.

Одновременно в минобороны приняли программы и планы по борьбе с коррупцией в военных комиссариатах. В весенний призыв военными прокурорами выявлено свыше 1,5 тысячи нарушений закона и свыше сотни преступлений, связанных с коррупцией.

В этом году лишились отсрочки от призыва молодые люди, имеющие ребенка до 3 лет. Призовут ребят, чьи родители - мать или отец - кроме них имеют двух и более детей до 8 лет или инвалида с детства и воспитывают их в одиночку. Теперь пойдут служить поступившие на работу по специальности после окончания вуза в госорганизации, перечень которых определяется правительством. Будут призваны мужья, у чьих жен срок беременности менее 26 недель. Придется служить имеющим высшее педагогическое образование и постоянно работающим на педагогических должностях в сельских школах, тем, кто постоянно работает в сельской местности.

Но есть и такие, кто получил в этом году отсрочку от призыва. Останутся дома имеющие ребенка-инвалида до 3 лет и те, у кого есть ребенок и жена, беременность которой не менее 26 недель.

Эта статья является комментарием к:

Указ Президента Российской Федерации от 28 сентября 2008 г. N 1407 "О призыве в октябре-декабре 2008 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву"

01.10.08 Россия запретила ввоз китайских молочных продуктов

Россия запретила ввоз китайских молочных продуктов

Первый канал

Это решение пришлось принять из-за волны отравлений в Китае. Там от питания, содержащего меламин, пострадали 50 тысяч детей, четверо погибли.

Как отметил главный санитарный врач нашей страны Геннадий Онищенко, пока в России не зафиксировано ни одного подобного случая. И черный список . это, скорее, превентивная мера. До особого распоряжения в нeм будет не только сухое молоко, но и множество других продуктов.

Геннадий Онищенко, главный санитарный врач России: "Это очень широкий диапазон, порядка 1000 продуктов питания, я уж не говорю о детском питании.

На территории Российской Федерации мы не знаем ни одного факта проявления заболеваний, вызванных меланином".

В Китае по меламиновому делу уже начались первые аресты. Полиция задержала более 20 подозреваемых в изготовлении некачественных продуктов. Конфисковано несколько центнеров ядовитого вещества. Многие производители признаются, они уже давно добавляли меламин в смеси для детского питания, чтобы лабораторные тесты показали высокое содержание белка.

30.09.08 И съесть, и продать

И съесть, и продать

Хватит ли России продовольственного зерна

Михаил Чкаников

"Российская газета" - Федеральный выпуск №4761 от 30 сентября 2008 г.

На прошлой неделе, как и прогнозировали эксперты "РГ", убранный урожай зерна в России перевалил за 100 миллионов тонн. Причем уборка не закончена, так что итоговая цифра будет больше.

Когда объем производства резко увеличивается, качество пшеницы оказывается несколько ниже. Основываясь на процентных данных, некоторые участники агробизнеса стали распространять устные и письменные "страшилки" о грядущей нехватке продовольственного зерна. И даже бомбардировать ими редакцию "РГ".

Между тем признанные на зерновом рынке авторитеты убеждены: при таком большом урожае ни о каком дефиците речи быть не может. Если проблемы и возникнут, то только у растениеводов. И связаны они с избытком и продовольственного, и кормового зерна. Из-за него цены на пшеницу, кукурузу, рожь, ячмень не так высоки, как хотелось бы тем, кто их вырастил.

По оценкам аналитика зернового рынка Владимира Петриченко, продовольственной пшеницы у нас в этом году 38,5 миллиона тонн - на 4 миллиона тонн больше, чем было в прошлом. Хотя в относительных цифрах ее меньше - 64 процента против примерно 70 процентов в среднем за ряд лет.

Покупаем же мы за год в виде хлеба, муки, макарон, круп, кондитерских изделий около 24 миллионов тонн. Такую цифру дает вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. Он полагает, кстати, что даже если по оптимистическому прогнозу минэкономразвития к 2020 году население России вырастет до 147 миллионов человек, потребление продовольственного зерна снизится до 22,7 миллиона тонн в год. Потому что мы все чаще отказываемся от мучного в пользу мяса, рыбы и овощей. Это факт: потребление хлеба в России снижается.

Рост производства кормовой пшеницы в этом году еще больше, чем продовольственной. Ее, по данным Владимира Петриченко, собрали 21,6 миллиона тонн - почти на 7 миллионов тонн больше, чем год назад. А еще на фураж есть ячмень и кукуруза, по сбору которой в этом году будет поставлен всероссийский рекорд - порядка 6 миллионов тонн.

Всего на корм скоту, по мнению Александра Корбута, необходимо 32 миллиона тонн разных видов зерна. Некоторые эксперты полагают, что в этом году потребуется больше кормов - около 35 миллионов тонн. Они основываются на прогнозе роста производства свинины и курятины. И, быть может, они окажутся правы.

Кстати, вчера стало известно, что минэкономразвития направило в правительство предложения снизить квоту на ввоз мяса птицы на 200 тысяч тонн - до 1 миллиона тонн, а сверхквотную импортную курятину обложить пошлиной в 85 процентов, а не в 60, как было прежде. Пошлина на ввоз сверх квоты свинины, по предложению мин экономразвития, тоже должна быть повышена - до 65 процентов. Если эти предложения будут приняты, российским производителям мяса будет проще конкурировать с зарубежными. И они, по идее, должны расширить производство. То есть превратить в мясо большее количество зерна.

В любом случае с учетом потребностей спиртовой промышленности и семян нам, по утверждению Александра Корбута, не "съесть" больше 73 миллионов тонн зерна. Излишки, по мнению экспертов, составляют 27-29 миллионов тонн. Это то, что не может быть потреблено в России ни при каких условиях. При этом экспортировать такое количество зерна наша страна не в состоянии технически. Александр Корбут считает, что продать за рубеж удастся от силы 20 миллионов тонн, Владимир Петриченко доказывает, что в идеальном случае возможно протащить через "игольное ушко" наших железных дорог и портов 23 миллиона тонн зерна.

Значит, к следующему урожаю Россия по-любому подойдет с очень высокими переходящими запасами зерна. Они будут давить цены вниз. Причем это движение уже началось. Экспортеры, мукомолы и производители комбикормов уже запаслись зерном до нового года. А некоторые, у кого есть свое зерновое производство, заявляют, что ничего не будут покупать аж до марта.

Между тем предложение растет, на рынке появляются все новые товарные партии зерна. Сейчас на юге страны кукуруза продается по 4 тысячи рублей за тонну. Эксперты говорят, что это на грани рентабельности. Фуражная пшеница пока дороже, но, по мнению Владимира Петриченко, может подешеветь. Вообще цены не только на фуражное, но и на продовольственное зерно, по его мнению, будут снижаться. В последние недели их движение вниз приостановилось. Возможно, сыграло свою роль начало государственных закупочных интервенций. Но сейчас избыток предложения на рынке должен сделать свое дело - зерно подешевеет.

По мнению Александра Корбута, складывающиеся сравнительно низкие цены не стимулируют растениеводов на расширение производства. Однако посевная пока идет хорошими темпами. Есть шанс, что по крайней мере озимых меньше не станет.

30.09.08 Чисто Байкал

Чисто Байкал

Екатерина Дементьева, Байкальск - Иркутск

"Российская газета" - Федеральный выпуск №4761 от 30 сентября 2008 г.

Вчера была поставлена точка в многолетней борьбе против сбросов грязных вод целлюлозно-бумажного комбината в Байкал.

Министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев принял в эксплуатацию систему замкнутого водооборота на БЦБК. Министр подчеркнул, что запуск этой технологии - лишь первый этап решения экологических проблем. На очереди - снижение воздушных выбросов и ликвидация накопленных вредных отложений на дне Байкала.

Напомним, 15 августа заработали канализационно-очистные сооружения Байкальска, а 5 сентября на БЦБК запущена бессточная технология варки целлюлозы в пробном режиме. На предприятии были разделены промышленные и хозяйственно-бытовые воды. Первые после очистки возвращаются в производственный цикл, а вторые отправляются на городские очистные сооружения. Вчера должно было состояться официальное открытие новой технологии, однако торжества пришлось отложить - юридически система еще не принята, акт ввода в эксплуатацию до сих пор не подписан. По словам генерального директора комбината Андрея Дрибного, он находится на утверждении в Ростехнадзоре, подписание ожидается в ближайшее время.

Тем не менее Юрий Трутнев назвал прекращение сбросов в Байкал событием, имеющим резонанс не только в России, но и в мире.

- О переходе на замкнутый цикл производства говорилось последние восемь лет, и наконец это сделано. Снята глобальная угроза Байкалу. Однако проблем с экологией у комбината еще вполне достаточно, - заметил министр. - Остается нерешенным вопрос накопленного ущерба - за годы работы комбината под ним образовалась линза загрязненных грунтовых вод. Необходимо принимать меры и против выбросов в атмосферу. Да и запущенную систему еще предстоит отладить - есть факты, что на городские очистные сооружения каким-то образом попадают промышленные стоки с БЦБК.

Андрей Дрибный пообещал, что система газоочистки будет установлена в ближайшие шесть месяцев. Правда, он оговорился, что избавиться от попадания в воздух метилмеркаптана полностью не удастся, таких технологий нигде в мире пока нет.

Министр природных ресурсов и экологии подчеркнул, что ущерб, который наносит предприятие Байкалу, благодаря переходу на замкнутый водооборот стал существенно меньше. Означает ли это, что федеральные власти отказались от идеи поэтапного прекращения производства целлюлозы на Байкале, Юрий Трутнев не уточнил.

- Руководство предприятия заявляет, что введение бессточной технологии ухудшило экономику предприятия, - пояснил министр. - Понятно, что истощительное использование воды Байкала давало конкурентное преимущество БЦБК, а теперь комбинат его лишился. Очевидно, собственникам предстоит продумать стратегию дальнейшего развития предприятия.

Стратегия в принципе уже имеется - еще летом Андрей Дрибный сообщил журналистам, что комбинат намерен увеличивать объемы производства и ассортимент небеленой целлюлозы. Экологические организации с этим категорически не согласны и настаивают на безоговорочном и скорейшем закрытии комбината.

"Зеленых" поддерживают ученые с той лишь оговоркой, что предприятие нельзя закрывать в одночасье - необходима программа постепенного сворачивания производства в течение нескольких лет.

Кстати, в Арбитражном суде Иркутской области все еще рассматриваются два иска от Росприроднадзора о взыскании с БЦБК 4 миллиардов рублей и о приостановке деятельности комбината. Но Юрий Трутнев заявил, что эти иски не самоцель. Они должны были заставить комбинат предпринять необходимые меры. Теперь министерство намерено проанализировать иски и принять по ним решение - отзывать или оставить в силе.

30.09.08 Три ветки "шелкового пути"

Три ветки "шелкового пути"

собирается проложить в Россию Южная Корея

Сергей Зыков, Татьяна Шадрина

"Российская газета" - Федеральный выпуск №4761 от 30 сентября 2008 г.

Скоро в Россию протянется три "шелковых пути", пообещал президент Южной Кореи Ли Мен Бак, выступая вчера в Москве на российско-корейском бизнес-форуме.

Первый путь проложит крупнейшая железная дорога, которую предстоит построить Южной Корее и России. Она свяжет Азию и Европу. Второй "шелковый путь" - энергетический, предусматривающий прокладку дополнительных линий и ввод мощностей. И третий - "зеленый". Речь идет о совместных инвестициях в сельское хозяйство и борьбу за экологию. Причем все эти проекты руководитель Южной Кореи планирует осуществить в самое ближайшее время.

Не секрет, что отношения между нашими странами в свое время были достаточно напряженными, напомнил Ли Мен Бак. Но теперь об этом надо забыть. "Наши страны ждет большое будущее", - подчеркнул президент. Совместные усилия двух государств в экономическом сотрудничестве, продолжил тему президент Торгово-промышленной палаты Евгений Примаков, уже приносят конкретные плоды. "Товарооборот достиг рекордных показателей. В прошлом году общая сумма взаимного товарооборота достигла 15 миллиардов долларов. В этом году рекорд бьется по всем показателям. Ожидается более 20 миллиардов прибыли", - сообщил Примаков. Однако президент ТПП все-таки обратил внимание на то, что объем обоюдных инвестиций, к сожалению, пока невелик.

Что касается трех "шелковых путей", то им была посвящена большая часть форума. Как пояснил представитель РЖД Алексей Жиганов, предпринимается беспрецедентная попытка с помощью железной дороги соединить побережье Тихого океана и Европу, построив современную железную дорогу. Как уточнили корреспонденту "РГ" в РЖД, с корейскими коллегами у них очень серьезные планы. Основой проекта "железного шелкового пути" является соединение Транссиба с транскорейской магистралью: создание единой ветки из железных дорог Южной Кореи и Северной Кореи с выходом на Транссиб - "Пусан -Раджин - Хасан".

"Этот проект позволит создать самый протяженный азиатский коридор свыше 10 тысяч километров. Его основное преимущество - скорость доставки грузов, которые можно будет перевозить гораздо быстрее и дешевле, чем сейчас по морскому пути". По словам Жиганова, для того чтобы увеличить грузопоток новой железной дороги его ведомство уже сейчас разрабатывает предложения о налоговых послаблениях и проекты упрощения таможенных процедур. Более того, планируется восстановление железнодорожной ветки на Китай. По прогнозам специалистов, к 2010 году все работы по прокладке "железного шелкового пути" будут завершены, и будет пущен первый контейнерный поезд.

Уже на этой неделе, 4 октября, начнутся работы на первом участке Хасан (Россия) - Раджин (порт в Северной Корее). В нее планируется инвестировать порядка 220 миллионов долларов. Вторым этапом "шелкового железного пути" станет строительство дороги на участке до Пусан - самого большого порта в Южной Корее. Через два года участники проекта намерены оказывать транзитные услуги по перевозке грузов из Японии и стран Юго-Восточной Азии.

Кроме того, для экспорта транспортных услуг предусматривается создание современных транспортно-логистических комплексов в регионах, прилегающих к коридору Транссиб в Хабаровском (1,2 млн тонн в год) и Приморском краях (0,8 млн тонн в год). Ряд корейских компаний готовы принять участие в развитии портовой инфраструктуры российского Приморья. Это позволит России привлечь на свою территорию крупные торговые и финансовые потоки, обеспечить выход российских компаний на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, а также удовлетворить потребности товаропроводящей системы Сибири и Дальнего Востока, считают эксперты.

Что касается стоимости проекта, то пока конкретную сумму не называют. Однако, как пояснил первый исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Мурычев, этот проект, учитывая его двустороннюю заинтересованность, будет стоить не меньше одного-двух десятков миллиардов долларов.

Для "энергетического шелкового пути", по словам заместителя гендиректора "Восточной энергетической компании" Михаила Шашмурина, предстоит проложить полноценную линию электропередачи между Россией и Южной Кореей, потребуется освоить порядка тысячи километров высоковольтных линий. "Это достаточно много, но такие технологии есть. Можно использовать разработки, сделанные специально для линий с высокой пропускной способностью", - сказал Шашмурин.

По новой линии, считает энергетик, можно передавать более трех тысяч мегаватт. В этом случае годовой объем электроэнергии может составить порядка 20 миллиардов киловатт часов. Безусловно, для этого нужно усиливать линии в России и строить новые электростанции. Однако пока в генеральной схеме развития энергетики в России до 2020 года эти объемы не предусмотрены. По мнению Шашмурина, коррективы в эту схему еще возможно внести. "В качестве примера можно использовать опыт сотрудничества с Китаем, когда до реорганизации РАО "ЕЭС России" с энергетиками Китая были подписаны и достигнуты все договоренности о взаимном энергосотрудничестве". Если учитывать примерно равные расстояния, то можно вычислить примерную стоимость прокладки "энергетического шелкового пути" в Корею. Известно, что путь в Китай стоит сторонам 18 миллиардов долларов.

"Сейчас Россия переживает период выбора, - заметил первый исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев, - вкладывать деньги в Восток или нет. Но, учитывая то, что рынок сбыта огромен и точки соприкосновения всегда можно найти, я думаю, что "энергетический шелковый путь" ждет большое будущее". Напомним, что среди мировых стран - потребителей электроэнергии Южная Корея занимает десятое место. Она же входит в пятерку крупных закупщиков нефти по всему миру, но зачастую нефть покупается в странах Ближнего Востока, а прагматичные корейцы с присущей им восточной осторожностью опасаются, что политически нестабильные государства не смогут обеспечить им необходимую энергобезопасность.

"Однако нельзя забывать, - пояснил корреспонденту "РГ" Александр Мурычев, - что Россию больше интересует развитие производства, например, нефтепереработки внутри страны, чем отправка сырой нефти куда-то за рубеж. Поэтому необходимо, используя высокие корейские технологии, строить центры нефти и переработки в России. И тем самым расширить диапазон "энергетического шелкового пути".

Что касается третьего, так называемого "зеленого шелкового пути", то сегодня этот проект пока самый непроработанный. Предложения Южной Кореи касаются инвестиций в развитие сельского хозяйства. По словам председателя комитета ТПП России по инвестиционной политике Антона Данилова-Данильяна, в России огромное количество пахотных угодий, чего, безусловно, не хватает корейской стороне. Богатый опыт сотрудничества позволяет предположить, что и здесь могут быть достигнуты определенные результаты. Напомним, что совместные советско-корейские предприятия в этой сфере начали работать еще в 1989 году, и достаточно успешно. Участники форума полагают, что здесь интересы "железного шелкового пути" и "зеленого" пересекаются как нельзя лучше, ведь с запуском железной дороги снабжение сельхозпродукцией, техникой и комплектующими увеличится.

30.09.08 Ловушка для выстрела

Ловушка для выстрела

Новые приборы помогут мгновенно обнаружить преступников

Михаил Фалалеев

"Российская газета" - Федеральный выпуск №4761 от 30 сентября 2008 г.

На вооружение внутренних войск МВД России скоро поступят уникальные приборы, которые мгновенно и точно определят, откуда и из чего стреляют.

Представьте, по дороге в какой-либо "горячей точке" движется патрульная машина. В засаде ее уже ждут террористы. Их сценарий стандартен и много раз опробован. Сначала под колесами или гусеницами взрывается мина, затем - огонь из всех имеющихся стволов. Как правило, в какофонии стрельбы очень трудно сразу понять, откуда летят пули. А значит, ответный огонь наших бойцов будет, мягко говоря, неэффективен - куда и в кого стрелять?

Бывает и так, что единственный шанс выжить в такой ситуации - знать, в какую сторону выскочить из машины. Не дай бог - прямиком под пули.

Теперь, возможно, ситуация изменится. Новый прибор позволяет не только спасти жизни нашим солдатам и офицерам, но и уничтожить нападавших. Работает он так. При первых же выстрелах на мониторе высвечивается информация: из чего стреляли, откуда - то есть направление полета пули, какова дальность от стрелка. Такие приборы устанавливаются возле пулеметчика, оператора автоматического гранатомета или наводчика башенного орудия, чтобы они сразу могли ответить противнику.

Есть и другой вариант. Едва начинается вражеский огонь, приятный женский голос сообщает всему экипажу, откуда и из чего стреляют, чтобы каждый понимал, что происходит, и смог самостоятельно принять решение. Причем для прибора не имеет значения количество стреляющих - посчитают и обнаружат всех. Для упрощения задачи тот же голос выдаст координаты цели. Если террористы напали на бронированную машину с бортовой артиллерией - танк, САУ или БМП, - их подавят, можно сказать, автоматически.

Главнокомандующий внутренними войсками генерал армии Николай Рогожкин уже оценил новинку. Аналитики МВД считают, что у прибора есть будущее не только в армейских структурах. С его помощью можно в режиме онлайн выявлять киллеров на улицах городов, даже обеспечивать личную охрану.

Есть у российских ученых и другое антитеррористическое ноу-хау - прибор, обнаруживающий появление людей на каком-нибудь объекте. Например, наткнулись наши спецназовцы в горах на бандитский склад оружия, снаряжения, продовольствия. Устроить здесь засаду, конечно, можно. Но сколько придется ждать? Да и где гарантия, что террористы не обнаружат наших бойцов раньше? "Умная" техника позволяет увидеть, кто пришел в "схрон", за десятки километров. Что важно, прибор точно отличает любое животное от человека. Более того, он позволяет офицеру-оператору, издалека наблюдающему за тайником, спокойно принять решение - то ли выслать группу захвата, то ли установить длительную слежку за всеми визитерами. Датчики, которые должны следить за объектом, по размеру не более пачки сигарет, их легко спрятать где угодно.

Разработчики прибора утверждают, что подобные системы можно приспособить не только для работы в лесу или горах, но и в городе. Скажем, их могут использовать оперативники и сыщики уголовного розыска, экономической безопасности, наркоконтроля для наблюдения.

29.09.08 Армия, подъем!

Армия, подъем!

Президент Дмитрий Медведев поставил пять задач перед Вооруженными силами России

Отдел политики

Российская армия должна научиться быстро реагировать и адекватно отвечать на современные угрозы и вызовы. В противном случае нам не обеспечить безопасность страны. Такую цель поставил военным после завершения учений "Центр-2008" в Оренбургской области Верховный главнокомандующий Дмитрий Медведев. Попутно Медведев сформулировал пять задач, выполнение которых должно не только изменить облик Вооруженных сил, но и саму военную организацию нашего государства.

Когда к бою готов только каждый пятый

- Совсем недавно нам пришлось отражать агрессию, развязанную грузинским режимом, и, как мы убедились, война может вспыхнуть внезапно и происходить абсолютно реально, - заявил военным президент Дмитрий Медведев. - А локальные, тлеющие конфликты, которые иногда именуют даже замороженными, - превратиться в настоящий военный пожар. Поэтому сегодня важнейшее значение имеет реалистичная оценка военно-политической ситуации в мире и четкое понимание потенциальных угроз. И события в Южной Осетии лишь обострили насущное решение этих задач.

В Оренбургской области, на полигоне Донгуз, Медведев впервые заговорил как главнокомандующий, знающий, как и что поменять в армии, чтобы она стала современной и мобильной. Медведев сообщил командующим военными округами, что утвердил параметры боевого состава Вооруженных сил до 2020 года. "Во-первых, речь идет о совершенствовании организационно-штатной структуры и системы базирования войск. Если говорить просто и прямо: все боевые соединения, воинские части должны быть переведены в категорию постоянной готовности", - сказал президент.

Сегодня при общей численности Вооруженных сил 1 млн человек части постоянной боевой готовности составляют чуть более 170 тыс. военнослужащих. Получается, немедленно вступить в бой может в лучшем случае только каждый пятый. Эти части укомплектованы контрактниками. Сюда шли самая современная военная техника и вооружения. Остальным, чтобы развернуться и вступить в бой, нужно подчас несколько суток. "Скорее всего после этого заявления президента повысится финансирование армии, в расчете на ее профессионализацию и масштабное перевооружение", - заявил "Известиям" источник в Минобороны.

Гарантировать ядерное сдерживание

"Вторая задача - это повышение эффективности системы управления Вооруженными силами. Без этого невозможно рассчитывать на успех в современных войнах и иных вооруженных конфликтах", - сказал Медведев. Не секрет, что во время операции в Южной Осетии наши части вели боевые действия без надлежащей разведки: спутниковой, той, что ведут беспилотники непосредственно над полем боя. У командиров не было полной картины о происходящем вокруг. Многие военные считают, что нужно отказаться от системы округов и перейти на оперативное командование. В свое время с такой идеей выступал начальник Генштаба Юрий Балуевский - единый комплекс командования, в котором сосредоточены летчики, артиллеристы, танкисты, саперы. Идею не приняли, а Балуевский теперь работает в Совбезе.

По Медведеву, третья позиция - это совершенствование системы подготовки кадров, военного образования и военной науки. Президент даже назвал эту задачу "абсолютно насущной". Военных училищ в стране много, а качество офицерского корпуса, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Наконец, четвертая задача - перевооружение.

- России нужна армия, которая оснащена самым современным оружием. Этому вопросу мы будем уделять первостепенное внимание. А особое значение будут иметь принципиально новые высокотехнологичные образцы вооружений. Мы должны добиться превосходства в воздухе, нанесения высокоточных ударов по наземным и морским целям, а также оперативной переброски войск, - сказал Медведев военным.

Задача - к 2020 году Россия должна обеспечить себе гарантированное решение ядерного сдерживания в различных военно-политических условиях. Если попросту, будь то локальный или региональный конфликт, а то и "большая война", - у нас должны быть силы и средства на все.

"Долгорукий" с "Булавой"

Армию и флот ждет целый комплекс "оздоровительных" мер. Началось серийное строительство боевых кораблей (в первую очередь атомных подводных крейсеров с крылатыми ракетами). В Северодвинске уже спущен на воду новый атомный ракетный крейсер проекта 955 "Борей" (его назовут "Юрий Долгорукий"). Через два года флот получит еще два корабля этого класса: "Александр Невский" и "Владимир Мономах". На их вооружении будет стоять по 16 новейших морских баллистических ракет "Булава". Параллельно идет строительство и многоцелевых ударных лодок проекта 885 типа "Ясень" с крылатыми ракетами П-100 "Оникс". Этот корабль заменит собой сразу несколько классов имеющихся на вооружении подводного флота субмарин. Как говорят специалисты, его появление станет настоящей революцией в подводном судостроении.

Тем временем "на берегу" началась модернизация мобильных и шахтных баллистических комплексов "Тополь-М". Вместо одной они будут теперь нести до трех ядерных боеголовок. Параллельно создается и новая межконтинентальная баллистическая ракета РС-24 (она должна заменить молодые пока "Тополя").

Медведев сказал, что будет создаваться и система воздушно-космической обороны. Вероятно, "стержнем" этой обороны станет группировка наших спутников предупреждения о ракетном нападении. Кроме того, на боевое дежурство поступят современные зенитно-ракетные комплексы С-400 (сегодня они охраняют небо Москвы; в перспективе должны защитить всю страну).

Все это армейское "железо" ничего собой не представляет без людей. Поэтому так важно, как выразился президент, "социальное самочувствие Вооруженных сил: начиная от денежного содержания, жилищных условий, условий для быта и заканчивая самыми разными иными вопросами". Медведев пообещал: деньги военным будут индексировать, а в 2010-2011 годах Минобороны получит для решения жилищных вопросов 135 800 миллионов рублей. Наконец, в 2012 году армия намерена одержать "полную и безоговорочную победу" над "бесквартирщиной".

КОММЕНТАРИИ

Военные эксперты о задачах, поставленных президентом

Леонид Ивашов,

вице-президент Академии геополитических проблем:

Сегодня мы значительно уступаем в техническом оснащении армии потенциальным соперникам. Тем более нужно учитывать: изменяется характер действий военной мощи США и НАТО. Главное сегодня - повысить боеготовность тех частей и соединений, которые предотвращают крупномасштабную агрессию. С развертыванием американской системы ПРО сдерживать ее наши Вооруженные силы в нынешнем их состоянии будут уже неспособны. Опыт последних кавказских событий показал, что даже те соединения и части, которые декларировались как части постоянной боеготовности, свою задачу во многом не выполнили. Современная дивизия не может воевать в отрыве от авиации, не может действовать без системы ГЛОНАСС и разведки. Вооруженные силы - единая система. Традиция, когда одни ее элементы могут находиться в постоянной боевой готовности, а другие нет, появилась в период безденежья и глупых стратегических решений.

Анатолий Цыганок,

руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа:

Все части однозначно не могут находиться в постоянной боевой готовности. Не хватит денег - их же нужно комплектовать контрактниками. Я понял президента так, что речь шла о тех соединениях, которые находятся в потенциально "горячих точках" - на Кавказе, на Дальнем Востоке и в Калининградском регионе. Самое главное сегодня - повышение эффективности системы управления Вооруженными силами. Нужно вместо военных округов создавать оперативное командование, точно так же, как в американской армии. Военные округа - это анахронизм, который у России с XIX века. Армия не должна заниматься ремонтом и снабжением.

Александр Коновалов,

президент Института стратегических оценок:

Главное - должно появиться представление о том, в какие конфликты может оказаться вовлечена Россия, в каких регионах мира возможна внешняя военная опасность и, наконец, кто наш союзник и кто потенциальный оппонент. Нужно менять и систему подготовки кадров. Сейчас у нас огромное количество разных училищ, в которых готовят к прошлой или даже позапрошлой войне.

Источник: Газета ИЗВЕСТИЯ

29.09.08 Персональная зарплата

Персональная зарплата

К 15 ноября с каждым бюджетником должен быть заключен новый трудовой договор

Татьяна Смольякова

"Российская газета" - Центральный выпуск №4760 от 29 сентября 2008 г.

Фонд оплаты труда федеральных бюджетников увеличится в ближайшие три года на 350 миллиардов рублей. Об этом сообщил в пятницу на селекторном совещании о введении новой системы оплаты труда в федеральных бюджетных учреждениях вице-премьер Александр Жуков.

Напомним, что с 1 декабря 2008 года федеральные бюджетники, а это более трех миллионов человек, переходят с Единой тарифной сетки на отраслевые системы оплаты труда. Уже с 1 декабря фонд заработной платы этих категорий работников увеличится на 30 процентов, или 11,6 миллиарда рублей. При этом заработная плата не будет повышаться одинаково для всех. Руководитель бюджетного учреждения, получив дополнительные ассигнования на фонд заработной платы, получает также право распоряжаться этими деньгами самостоятельно. Критерий определения должностных окладов - не ставка Единой тарифной сетки, а квалификация работника, интенсивность труда и личный вклад. Важно, и Александр Жуков это особо подчеркнул, что при таких больших полномочиях повышается и ответственность руководителя. В свою очередь, министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова сообщила, что сейчас разрабатываются критерии оценки эффективности работы руководителей бюджетных учреждений.

Как бы ни распорядился дополнительными деньгами руководитель, он должен иметь в виду, что при переходе на новую систему оплаты труда зарплата работников не может быть меньше, чем до реформы.

С 1 января 2009 года фонды заработной платы вновь увеличатся. Это связано с тем, что в соответствии с законодательством с января минимальный размер оплаты труда составит 4300 рублей. Александр Жуков сообщил, что в связи с повышением МРОТ, переходом на новую систему оплаты труда, а также с учетом инфляции дополнительные ассигнования на фонд оплаты труда федеральных бюджетных учреждений составят в 2009 году 114,1 миллиарда рублей, в 2010 году - 111,2 миллиарда и в 2011 году - 121 миллиард рублей.

В соответствии с рекомендациями правительства примерно 70 процентов фонда оплаты труда будет приходиться на тарифную часть и 30 процентов - на стимулирующие выплаты. На сегодняшний день приняты все правительственные акты, необходимые для перехода на новые правила оплаты труда, сообщила Татьяна Голикова. Сейчас федеральные министерства и ведомства дорабатывают примерные положения об оплате труда. На их основе учреждения будут определять размеры окладов работников и компенсационные выплаты. До 1 октября эта работа должна быть завершена, а до 15 ноября во всех бюджетных учреждениях должны быть заключены новые трудовые договоры со всеми сотрудниками с учетом перехода на новую систему оплаты труда.

29.09.08 Дали прикурить

Дали прикурить

Депутаты предлагают в 5 раз поднять акцизы на сигареты и крупно писать о вреде

Ирина Огилько

"Российская газета" - Центральный выпуск №4760 от 29 сентября 2008 г.

Мосгордума обсудила законопроект "О техническом регламенте на табачную продукцию", который сейчас рассматривается в Государственной Думе. .

Стоит сказать, что действующий сейчас российский Закон "Об ограничении курения табака" является одним из самых лояльных в мире. Новый проект, если его не откорректировать, вряд ли способен исправить эту ситуацию. А ведь проблема курения стоит остро и в Москве. В школах мегаполиса курят 67,7 процента юношей в возрасте 15-17 лет и почти столько же девочек. Это самый высокий показатель по стране.

-На карту поставлено здоровье, - говорит председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов. - Но существующая сейчас система производства табачной продукции не учитывает рамочную Конвенцию ВОЗ по борьбе с табакокурением, которая была ратифицирована Россией. У нас до сих пор не запрещены сигареты без фильтра, а это стоит жизни 80 тысячам россиян в год.

Столичные депутаты предлагают ужесточить техрегламент сразу по нескольким пунктам. А чтобы отвадить курильщиков от вредной привычки, по мнению депутатов, следует в 5 раз увеличить акциз на табак, что приведет к подорожанию сигарет. Сегодня в России акцизная ставка на табачные изделия в 10 раз ниже, чем в странах Евросоюза, и в 20 раз - чем в Великобритании.

Кроме этого, думцы рекомендуют исключить табачные компании из всех советов и комиссий по обсуждению нового регламента, чтобы не идти на поводу у коммерсантов. Кстати, подобное положение уже прописано Конвенцией ВОЗ, однако при разработке рассматриваемого техрегламента почему-то закрыли глаза на участие в нем "Табакпрома" - Ассоциации производителей.

Московские депутаты рекомендуют запретить писать на пачках сигарет "легкие" и "мягкие", поскольку это оказывает психологическое воздействие на покупателя. Еще одна рекомендация: надписи о вреде табакокурения делать крупным шрифтом, чтобы и слабовидящие граждане ужаснулись. Предупреждение должно занимать половину площади упаковки.

Все эти предложения московские депутаты в ближайшее время направят на рассмотрение спикеру Госдумы РФ Борису Грызлову.

26.09.08 Зарплаты учителей вырастут

Зарплаты учителей вырастут

Евгения Павлова

"Российская газета" - Центральный выпуск №4760 от 26 сентября 2008 г.

На 20 процентов увеличатся зарплаты подмосковных педагогов, а также всех работников образовательных учреждений. Такое решение было принято на очередном заседании областного правительства.

Так, с 1 декабря вырастут оклады педагогов, медперсонала, сотрудников, занимающихся проведением культурно-массовых мероприятий в школах и детских садах, а также профессоров и научных работников. Повышение составит 20 процентов. Средства на эти цели заложены в областном бюджете.

Сейчас средняя зарплата подмосковного учителя составляет 20 тысяч рублей в месяц. По словам губернатора Бориса Громова, к концу 2009 года она должна возрасти до 29 тысяч рублей. В областном бюджете на следующий год на оплату труда учителей запланировано выделить 62 миллиарда рублей, что на 12 миллиардов больше, чем в 2008 году.

"Всего в консолидированном бюджете 2009 года мы планируем потратить на образование 94 миллиарда рублей, что на 17 миллиардов больше, чем было запланировано на нынешний год", - подчеркнул губернатор.

26.09.08 Упростили до предела

Упростили до предела

С 1 октября можно подать заявление на льготный налоговый режим

Ирина Вершинина, руководитель Департамента налоговой политики Федерального агентства финансовой информации

"Российская газета" - Федеральный выпуск №4760 от 26 сентября 2008 г.

На следующей неделе налоговые инспекции начинают прием заявлений от индивидуальных предпринимателей и компаний, которые хотят с 2009 года перейти на упрощенную систему налогообложения (УСН). Недавние поправки в Налоговый кодекс, внесенные Законом от 22 июля 2008 г. N 155-ФЗ, сделали этот режим еще более привлекательным.

Одним из основных преимуществ упрощенной системы налогообложения (УСН) является снижение налоговой нагрузки. Компании-"упрощенцы" освобождены от уплаты налога на прибыль, на имущество организаций и от единого социального налога (п. 2 ст. 346.11 НК), а индивидуальные предприниматели - от НДФЛ, налога на имущество физических лиц и ЕСН. По большей части "упрощенцы" избавлены и от проблем с НДС. Уплачивать этот налог они обязаны лишь при ввозе товаров в Россию, а также при осуществлении операций по договорам простого товарищества и доверительного управления имуществом. Не последнюю роль при принятии решения перейти на "упрощенку" играет и тот факт, что данный спецрежим славится простотой учета и отчетности. Со следующего года благодаря Закону от 22 июля 2008 г. N 155-ФЗ сдавать декларации таким налогоплательщикам придется всего лишь один раз в год.

Вполне логично, что законодатели, давая шанс начинающим бизнесменам "встать на ноги", ограничили право применения "упрощенки". Во-первых, о данном спецрежиме могут и не мечтать налогоплательщики, которые перечислены в пункте 3 статьи 346.12 НК. К таковым, в частности, относятся организации, имеющие филиалы и (или) представительства, банки, ломбарды и т. д. Второе условие, под которое необходимо подстроиться претенденту на УСН, - это величина его доходов. Так, по итогам 9 месяцев предыдущего года оборот не должен превысить установленного лимита в 15 000 рублей, скорректированного на коэффициент-дефлятор. Его устанавливает минэкономразвития, и на 2008 год данный показатель составляет 1,34. Таким образом, доход организации, желающей перейти на УСН с 2009 года, не должен превышать 20,1 миллиона рублей. В-третьих, среднесписочная численность работников организации или ПБОЮЛ должна быть не более ста человек. И последний критерий, который относится лишь к компаниям, - остаточная стоимость их основных средств и нематериальных активов не может зашкаливать за сто миллионов рублей.

В принципе соблюсти данные правила, на первый взгляд, не представляет труда. Как говорится, было бы желание. Однако несколько усложнит ситуацию осуществление компанией деятельности, являющейся объектом для "вмененного" налога. Дело в том, что в таких случаях по каждому из режимов необходимо вести раздельный учет имущества и обязательств. Отсюда возникает резонный вопрос: при определении порогов применения УСН организация должна учитывать только "общережимные составляющие" своей деятельности либо все-таки необходимо принимать во внимание показатели в целом по фирме? Ответ на этот вопрос дан в пункте 4 статьи 346.12 НК. Что касается стоимости основных средств и нематериальных активов, а также численности работников, то их при переходе на УСН придется учитывать по полной программе. С лимитом по доходам ситуация иная - потолок нужно определять только по "общережимным" сделкам и операциям.

Руководитель группы "УСН на практике" компании "Бератор" Игорь Нефедов отмечает, что аналогичный порядок распространяется и на разрешенные "упрощенцам" 20 миллионов рублей в год, разумеется, также проиндексированные в установленном порядке. Предельный годовой доход, который позволяет остаться на УСН, по мнению эксперта, также не включает в себя прибыль, полученную от "вмененной" деятельности. И хотя в Налоговом кодексе об этом напрямую не сказано, данный подход одобряют и представители минфина (письмо от 26 августа 2008 г. N 03-11-04/2/124).

Итак, все критерии соблюдены, и выходить за установленные рамки компания или предприниматель не планируют. В срок с 1 октября по 30 ноября необходимо представить в инспекцию заявление по форме 26.2-1. Она утверждена приказом МНС от 19 сентября 2002 г. N ВГ-3-22/495. Получив заявление, налоговая инспекция проверяет, соответствует ли потенциальный "упрощенец" установленным требованиям, а затем направляет ему уведомление о возможности или невозможности применения данного спецрежима.

Интересен тот факт, что если компания или предприниматель подадут заявление позже установленного срока, то это вовсе не означает, что с "упрощенкой" придется подождать как минимум год. Главное, уложиться до начала нового налогового периода. Как отмечает старший юрисконсульт РСМ "Топ-Аудит" Ирина Шарманова, не так давно ВАС РФ в определении от 21 июля 2008 г. N 8705/08 указал, что "срок подачи такого заявления не является пресекательным". Таким образом, если в уведомлении будет отказано в применении УСН по причине нарушения этого срока, по мнению Шармановой, есть смысл рассматривать данный документ в качестве ненормативного акта налогового органа, который может быть оспорен в процессуальном порядке. Согласен с экспертом и начальник отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики минфина Александр Косолапов. Он отмечает, что переход на УСН носит уведомительный характер. Следовательно, считает Косолапов, если организация или ПБОЮЛ проходят по всем критериям под УСН, то им и карты в руки.

Страница: 1<<56789>>121
Создание и поддержка сайта UlterWest Система управления контентом сайта CMS UlterSuite


Yandex CY Торговый Портал TradeLine каталог интернет-магазинов Интернет магазин цифровой и компьютерной техники: кпк, ноутбуки, смартфоны, коммуникаторы и аксессуары (pda,notebook), принтеры и расходные материалы.

Rambler's Top100
Интерреклама. Деловая сеть