Свидетельство о регистрации
ПИ № 1-50376 11 2002 от 11 октября 2002г.
Адрес редакции: г.Одинцово, ул.Советская, 1Б Тел: (495)229-3586, (916)033-0289  info@newst.ru

Новости

Страница: 1<<6061626364>>121

29.08.07 Генетически модифицированное клеймо

Генетически модифицированное клеймо

С 1 сентября в России вводится обязательная маркировка продуктов, в состав которых входят ГМО

Марина Александрова

"Российская газета" - Федеральный выпуск №4452 от 29 августа 2007 г.

С 1 сентября производители, изготавливающие продукты, в состав которых входят генетически модифицированные организмы (ГМО), обязаны информировать об этом потребителей.

Об этом рассказал председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин на конференции, посвященной регулированию оборота продуктов с содержанием ГМО.

Данные должны быть напечатаны на упаковке в графе "состав продукта". Никаких специальных значков, указывающих на наличие или отсутствие этих ГМО, законодательством не предусмотрено. Причем обязательна такая маркировка для тех продовольственных товаров, где ГМО составляют более 0,9 процента от массы содержащего его ингредиента. Всего, по данным экспертов, с использованием генетически модифицированных технологий в мире выращиваются соя, кукуруза и рапс.

Контроль над ситуацией возложен на Роспотребнадзор. На территории России открыты более 80 лабораторий, готовых определять сам факт наличия ГМО как разрешенных, так и запрещенных в России, и их количественное содержание.

Предприятия, вводящие в заблуждение потребителей (то есть, к примеру, не указавшие то, что входящая в состав товара соя является генетически модифицированной) и продавцы этой продукции будут облагаться штрафом в несколько десятков тысяч рублей. Более того, производитель должен будет за свой счет изъять продукт из торгового оборота и произвести соответствующую маркировку.

В первую очередь, по словам Янина, будут проверяться колбасные и кондитерские изделия, где наиболее вероятно использование сырья с содержанием ГМО.

29.08.07 Мимо кассы в Интернет

Мимо кассы в Интернет

С 1 июня 2008 года летать за границу можно будет только по электронному билету

Ирина Кобылкина

"Российская газета" - Федеральный выпуск №4452 от 29 августа 2007 г.

Будущим летом все российские авиакомпании, работающие на международных линиях, будут продавать только электронные билеты. Так прокомментировали корреспонденту "РГ" в "Аэрофлоте" опубликованное в понедельник заявление Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), в котором она практически объявила об упразднении бумажных билетов с 1 июня 2008 года.

С марта 2007 года многие россияне уже оценили удобство электронных авиабилетов перед традиционными - бумажными. Заказать и оплатить их можно по Интернету, если у вас есть к нему доступ. И только у стойки регистрации в аэропорту впервые встретиться с представителями перевозчика. К этому новшеству, уже давно распространенному в мире, наши авиакомпании и пассажиры начали приобщаться довольно активно. Например, "Аэрофлот" недавно продал 100-тысячный электронный билет.

Международная ассоциация воздушного транспорта, объединяющая 260 авиакомпаний разных стран, которые осуществляют 94 процента всех международных воздушных перевозок, утверждает, что ежегодно в мире выписывают 400 миллионов авиабилетов. Из них бумажных осталось только 16,5 миллиона. В число членов ассоциации входят и две российские компании - "Аэрофлот" и "Трансаэро". Естественно, они обязаны подчиняться принятым правилам. Но перейти на новую технологию вынуждены будут и все остальные российские перевозчики, работающие на международных авиалиниях, пояснили в "Аэрофлоте".

Степень готовности к этому у них разная. И пассажиров, кстати, тоже. Как быть им? На этот вопрос в "Аэрофлоте" нас заверили, что оформить электронный билет в таком случае можно будет в тех же офисах продаж, где сейчас они покупают бумажные.

А вот некоторые вопросы в российском законодательстве пока остаются открытыми. Сейчас, например, если человек отправляется в командировку, то отчитаться перед бухгалтерией он может только бумажным билетом. Лишь он является 100-процентным финансовым документом. А расчетно-кассовые чеки, выдаваемые на покупку электронного билета, предприятия просто не принимают. Так что законодателям до 1 июня 2008 года тоже предстоит подтянуть степень своей готовности к технологиям XXI века до международного уровня.

28.08.07 В Царицыно откроется ярмарка мёда

В Царицыно откроется ярмарка мёда

Опубликована: 27.08.2007 18:43:39

С 1 сентября по 5 октября в столичный парк Царицыно съедутся 730 пчеловодов из 51 региона страны.Они привезут с собой не только 87 сортов мёда, но и все остальные продукты пчеловодства: прополис, маточное молоко, пыльцу, воск и медовуху. Вдобавок здесь будет продаваться литература по пчеловодству, инвентарь и оборудование.

Кроме непосредственной продажи, на ярмарке будут проходить бесплатные консультации по питанию и качеству продуктов — если у вас возникнут сомнения по поводу приобретённого мёда, смело обращайтесь к специалистам Главного ветеринарного управления Москвы и государственной инспекции по качеству сельскохозяйственной продукции, которые будут работать тут же. Хотя, качество всей продукции, которая будет представлена на Ярмарке, гарантирует Российский национальный союз пчеловодов.

Ввиду того, что нынешний год провозглашён годом ребёнка, организаторы Ярмарки приглашают в Царицыно будущих мам. По словам специалистов, беременным чрезвычайно полезно употребление мёда — им лучше полностью заменить сахар. Это поможет малышу родиться здоровым и крепким. А вот остальным любителям сладкого с мёдом лучше не переусердствовать: для взрослого суточная норма мёда — 100 г, для пожилых людей — 60 г, для детей — 30 г.

Когда: 1 сентября — 5 октября.

Где: музей-заповедник Царицыно (ст. м. «Царицыно» или «Орехово», 10 минут пешком до ул. Дольской).

Часы работы: с 9.00 до 20.00.

28.08.07 Москва: День города обещает обширную программу и хорошую погоду

Москва: День города обещает обширную программу и хорошую погоду

О масштабной программе празднования Дня города-2007 (860-летия Москвы) рассказала на пресс-конференции, состоявшейся в здании правительства Москвы на Новом Арбате, первый заместитель мэра Москвы, руководитель Комитета социальной сферы города Москвы Людмила Швецова.

Накануне праздника были проведены некоторые исторические изыскания, обнаружившие начало традиции празднования еще в петровские времена, когда организовывались ярмарки и балаганы для увеселения москвичей и гостей города. В советское время праздник был несколько идеологизирован, но вот уже в течение 20 лет Москва, согласно городского закона о праздновании Дня города, проводит его в первые выходные сентября вне какой бы то ни было идеологической нагрузки, кроме социальной, отметила Л.Швецова. Мероприятия, по ее словам, начинаются за неделю до самого Дня города и продолжаются после него. По подсчетам специалистов правительства Москвы, в них в этом году примет участие 3,5 миллиона человек.

Денег из городского бюджета выделено в количестве 18,5 миллионов рублей (что составляет по 1 рублю и 76 копеек на каждого жителя), а спонсорских денег отпущено в несколько раз больше – 48 миллионов рублей.

Основная программа мероприятий включает в себя 511 «заглавных пунктов», всего же, включая праздники во дворах, их насчитывается более пяти тысяч, причем львиная доля мероприятий просто поддержана правительством Москвы, а детально организована общественными организациями города по их личной инициативе. «Праздники нужны нам так же, как будни. Во время праздников мы подводим промежуточные итоги своей деятельности», - заявила Л.Швецова.

По ее словам, подавляющему большинству москвичей нравится, что День города отмечается так широко, погода обычно не мешает людям выходить гулять в город и принимать участие в различных забавах, конкурсах, тем более, что в этот день всегда (и это стало доброй традицией) открываются новые объекты городской инфраструктуры: школы, станции метрополитена, гостиницы, театральные площадки и многое другое.

30 августа, сообщила Л.Швецова, в парке "Сокольники" будет заложена сиреневая аллея, посвященная всем новорожденным жителям столицы: в честь каждого будет посажен куст сирени.

Большое внимание будет уделено тем, кто болеет и не выходит из дома, тем, кто лежит в больнице, - Москва постарается поднять им настроение. Будут открыты комплексные центры социального обслуживания для ветеранов и инвалидов. Те инвалиды, которые все-таки доберутся до мест проведения праздничных мероприятий (в том числе «колясочники»), будут располагать выделенной площадкой «усиленного обслуживания», находящейся под особым контролем работников МВД. В память о военной славе Москвы будут возложены венки к монументам, посвященным подвигу москвичей в годы Великой Отечественной войны.

Прямо в День города будут подведены итоги конкурса «Московские мастера», цель которого - поднять престиж различных сфер трудовой деятельности, в том числе высокопрофессиональных ремесленников, знающих секреты народных промыслов. Портреты участников стараниями специалистов по городской рекламе уже вывешены на оживленных магистралях города.

1 сентября День города пересекается с Днем Знаний. Устроители Дня города решили провести парад московского студенчества по улицам столицы. По словам Л.Швецовой, около сорока тысяч московских студентов проследуют в Парк культуры и отдыха имени Горького, где на специальных площадках для них будут организованы различные соревнования и гуляния.

1 сентября праздник захлестнет буквально всю Тверскую улицу, а 2 сентября одним из самых значительных событий станет концерт, посвященный памяти великого итальянского скрипача и композитора Николло Паганини, на Поклонной горе в это же время будет проходить музыкально-танцевальный марафон «Московский хоровод», на который имеет смысл приходить с маленькими детьми, ведь для них предусмотрена отдельная развлекательная программа. Детям в Год ребенка посвящена международная, совместная с UNICEF, конференция «Города – детям!», в ней примут участие мэры городов, послы иностранных государств. Речь пойдет о проблемах детей в больших городах. Недавно в Европе московскими представителями подписан меморандум «Города, благожелательного к детям».

Гвоздем програмы празднования Дня города станет официальное открытие музея-заповедника Царицыно.

«Думаю, в скором времени это место станет предметом преклонения горожан и гостей столицы, так там стало красиво!» – заметила Л.Швецова.

Она отметила почин Вологодской области, организующей в Манеже выставку, посвященную Москве, Вологде и Великому Устюгу. Судя по историческим источникам, все три города – столица, областной центр и маленький, но знаменитый город Вологодчины, ровесники.

Л.Швецова вручила почетные дипломы партнерам Дня города-2007 ОАО «Банк Москвы» (генеральный партнер), компании «Дон-строй» (генеральный партнер культурной программы), Фонду инвестиционных программ (генеральный партнер культурной программы), Российскому еврейскому конгрессу, ЗАО «Мосстройэкономбанк», банку «ВТБ», ООО «Пепсико» - Холдингс, компании Nokia в СНГ, ОАО «Банк Уралсиб».

Заместитель руководителя МВД Москвы генерал-майор Вячеслав Козлов сообщил, что в период празднования Дня города к патрулированию будут привлечены 21 тыс. сотрудников МВД, 170 кавалеристов, 2 вертолета, один дирижабль, 120 собак, 290 машин для регулирования безопасности движения. Весь личный состав будет оснащен ручными металлодетекторами, отметил В.Козлов. По его словам, вероятнее всего, для движения автотранспорта будут перекрываться улицы Тверская, Манежная площадь, Лубянка вплоть до Старой площади.

Заместитель председателя Москомспорта Юрий Нагорных добавил, что спортивная программа Дня города обещает быть чрезвычайно насыщенной и будет охватывать москвичей всех возрастов, начиная с кампании под названием «Выходи во двор, поиграем!» для школьников младших классов и заканчивая традиционной комбинированной эстафетой работников МВД по Садовому кольцу, которая пройдет в 38-ой раз.

Стадион «Лужники» проведет международный кубок по уличному баскетболу, там же стартует марафонский бег, в вечерние часы пройдет муждународный чемпионат по латиноамериканскому танцу. От Андреевского моста состоится заезд байдарок, в котором примут участие студенческие команды Оскфорда, Кембриджа и Вашингтонского университета. Противостоять им будет команда Московского университета физкультуры. В Юго-восточном округе будет проведена общемосковская фитнес-зарядка, а на Тверском бульваре расположится экспозиция «Москва – город спорта», призванная склонить симпатии олимпийской комиссии к столице России и обеспечить проведение в Москве первых юношеских олимпийских игр.

В малом чемпионате мира среди студентов по футболу примут участие 17 вузов Москвы, он состоится в Российском университете дружбы народов (РУДН), также водно-спортивный праздник пройдет в бассейне «Чайка», отмечающем в эти дни 20-летний юбилей.

Руководитель Департамента здравоохранения города Москвы Андрей Сельцовский отметил, что в период празднования Дня города на обеспечение всех мероприятий выделяется 160 машин и 200 бригад «скорой помощи», к приему больных подготовлены Боткинская больница, НИИ скорой медицинской помощи им. Склифосовского, институт челюстно-лицевой хирургии, Морозовская детская больница. В музее-заповеднике «Царицыно» и на Васильевском спуске заработают отдельные медпункты, они будут также развернуты и в гостиницах, принимающих гостей праздника. Всего, по словам А.Сельцовского, медпомощь в столице осуществляют 850 машин «скорой помощи».

На вопрос, будут ли предприняты меры для разгона облаков на День города, Людмила Швецова ответила, что погода в оба выходных дня 1 и 2-го сентября будет хорошей.

27.08.07 ВИАМ - НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ

ВИАМ - НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ

Академик Е. КАБЛОВ, генеральный директор ВИАМа.

Всероссийский институт авиационных материалов - знаменитый ВИАМ - отмечает юбилей. Три четверти века деятельность этого центра науки и производства определяла пути и успехи развития не только отечественной авиации, космонавтики, но и многих других отраслей промышленности. Полный рассказ о замечательных открытиях, совершенных в его стенах, занял бы не один книжный том, поэтому в материалах номера мы смогли поведать лишь о некоторых направлениях и результатах работы ученых института за прошедшие годы. Открывает юбилейную подборку статья руководителя ВИАМа академика РАН Е. Н. Каблова.

ВИАМу - 75 лет! Много это или мало? Для человека - целая жизнь. А для истории?

Веками и тысячелетиями не менялись материалы, используемые человеком. Жилье, храмы, целые города создавались из одних и тех же пород камня, промышленные механизмы - из дерева и очень ограниченного числа металлов и сплавов. Оружие, предметы быта изготавливались из материалов, применяемых с глубокой древности вплоть до XIX века. И даже в технических новинках, например самолете А. Ф. Можайского, - лишь два десятка наименований материалов. Но в ХХ веке в сфере их разработки и производства произошла настоящая революция. В оборот вошли химические элементы, о существовании которых еще 100 лет назад просто никто не знал. Появились новые сплавы с уникальными свойствами, возникли новые классы материалов, такие, как пластмассы, стекло- и углепластики, наноматериалы. За три четверти века во Всесоюзном (теперь Всероссийском) институте авиационных материалов только для нужд авиации XX столетия создано около 2000 марок материалов.

Основоположник современной аэродинамики Николай Егорович Жуковский в 1918 году обратился к председателю Сов-наркома В. И. Ленину с предложением об образовании Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Скоро в Москве на улице Радио появилась научная организация, которой было суждено многие годы определять пути развития не только российской, но и мировой авиации.

Основу института составили великие русские ученые: Н. Е. Жуковский, С. А. Чаплыгин, В. П. Ветчинкин, А. А. Архангельский, А. Н. Туполев и многие, многие другие. Решая сложнейшие задачи создания надежной авиационной техники, ученые и конструкторы очень скоро пришли к выводу, что авиация нуждается в собственных, совершенно новых материалах. Юность самолетостроения с ее машинами из дерева и перкаля заканчивалась. И хотя в ЦАГИ с самого начала существовал отдел испытаний авиационных материалов, было очевидно, что решение огромного комплекса возникающих проблем невозможно без создания специализированной научной материаловедческой организации.

Такое решение было принято в 1925 году на заседании коллегии ЦАГИ под председательством С. А. Чаплыгина. А еще через семь лет, в 1932 году, приказом наркома тяжелой промышленности Серго Оржоникидзе был основан ВИАМ.

Первым директором нового института назначили В. М. Десятникова. Организацией научной работы занялся известный ученый, профессор И. И. Сидорин, руководивший до этого отделением испытаний авиационных материалов в ЦАГИ.

Первоначально в состав ВИАМа вошло шесть отделов: общего металловедения, черных металлов, цветных металлов, авиалесов, химико-технологический и химико-аналитический. Однако очень скоро жизнь потребовала усложнения организационной структуры. В течение первых пяти лет число отделов-лабораторий возросло до девятнадцати.

Государство выделило средства на приобретение самого современного на тот момент испытательного оборудования. Создавая научный штат ВИАМа, Сидорин приглашал молодых талантливых выпускников Московского высшего технического училища, многие из которых в стенах института совершали замечательные научные открытия. Чтобы привлечь молодые кадры, Сидорину пришлось немало потрудиться. Уже с 1931 года МВТУ по его предложению готовило в своих стенах специалистов -материаловедов. В число первых выпускников вошли сагитированные И. И. Сидориным студенты других специальностей - в основном будущие станкостроители. Станкостроение являлось в то время одной из наиболее молодых специальностей. Студенты-станочники учились по контракту Станкопрома и получали стипендию 90 рублей, тогда как средняя зарплата по стране в то время составляла всего лишь 70 рублей. При переходе на другую специальность они рисковали потерять стипендию. Сидорин пригласил эту группу к себе и продемонстрировал им лучшие в мире условия для научной работы в новой области - высокий двухсветный зал, полный новейшего испытательного оборудования. Студентам показали металлографическую лабораторию с двумя лучшими микроскопами того времени - Ле-Шателье и Цейса, одну из первых в стране рентгенографическую лабораторию, коррозионную лабораторию и т.д. И молодые люди поняли, что оказались в подлинном храме науки о металлах, на самой передней линии фронта металловедческих изысканий. В той первой группе студентов были будущие ведущие специалисты ВИАМа С. Т. Кишкин и Н. М. Скляров. В работе ВИАМа принимали участие выдающиеся ученые. Одну из лабораторий возглавил Г. В. Акимов - непререкаемый авторитет в области коррозии, создавший вместе с И. И. Сидориным сталь высокой прочности хромансиль, почти на 25 лет опередив в этой области американцев.

По существу, развитие авиации и развитие материаловедения шли параллельно. Иногда именно появление новых классов материалов для воздушных машин способствовало созданию новых типов самолетов. Так, только после появления новых высокопрочных алюминиевых сплавов стало возможно построить Ту-95; лишь когда появились легкие жаропрочные материалы, конструкторы сумели создать газотурбинные двигатели.

Любопытно, что газотурбинный двигатель был изобретен еще в XIX веке. Его схему предложил русский профессор МВТУ В. В. Уваров. Однако, зная, как нужно строить такой двигатель, конструкторы всего мира не могли этого сделать по той причине, что не существовало материала, способного выдержать температуры выше 1000оС.

Первый жаропрочный сплав, известный сегодня под названием нимоник, появился достаточно случайно. Выдающийся английский ученый А. Гриффитс соединял никель с хромом. В одной из литейных форм по каким-то причинам оказался алюминий с титаном. Когда один из полученных образцов показал высокие характеристики по жаропрочности, ученый сначала не понял, почему это произошло, поскольку алюминий считался вредной легкоплавкой примесью, которой не место в жаропрочном сплаве. Уже позднее академик С. Т. Кишкин доказал теоретически, что титан и алюминий - важнейшие легирующие элементы, образующие так называемую упрочняющую гамма-штрих-фазу, которая и способствует достижению высокой жаропрочности.

Академик С. Т. Кишкин в СССР, идя собственным путем, создал целую группу жаропрочных сплавов, а также разработал технологию литья турбинных лопаток, что позволило после окончания войны построить серию двигателей для реактивной авиации. Но в институте не забывали и о хорошо проверенном старом. Специальная прочная и легкая древесина (дельта-древесина) оставалась основным материалом для истребительной авиации Великой Отечественной войны. Вероятно, сегодня уже мало кто знает и о том, что штурмовик Ил-2 - знаменитый "летающий танк" - тоже наполовину состоял из дерева. Вся его задняя часть была изготовлена из древесного шпона, но жизненно важные узлы и экипаж защищала броня, созданная также в ВИАМе. Другим вкладом в безопасность военных летчиков стали фибровые бензобаки. При попадании снаряда или осколка в металлический бак в нем образовывалась крупная пробоина с острыми рваными краями. Утечку топлива остановить было невозможно, а она в большинстве случаев приводила к пожару. В фибровых же баках пробоина получалась небольшой, а резина, которой проклеивали стенки, при контакте с топливом разбухала и затягивала отверстие. Это простое и в то же время исключительно эффективное решение спасло жизни тысячам наших летчиков.

Деятельность ВИАМа не ограничивалась авиацией. Он изначально закладывался как крупный национальный исследовательский центр по материалам. В его лабораториях решались серьезнейшие материаловедческие задачи атомного проекта. Создавая первую атомную бомбу, Игорь Васильевич Курчатов проводил здесь каждую субботу, вместе с академиками Кишкиным, Амбарцумяном, Бочваром вырабатывая оптимальные технические решения.

Здесь же обсуждались вопросы создания первого атомного реактора. Именно в ВИАМе был создан специальный сплав циркония с ниобием для тепловыделяющих элементов атомных реакторов (ТВЭЛ), который применяется до сих пор.

Другая "атомная" проблема, которую пришлось решать ученым института, касалась строитель ства центрифуг для получения ядерного топлива. Центрифуги должны были выдерживать нагрузки при скорости вращения до 1300 оборотов в секунду. Такие нагрузки оказались не под силу самым прочным сталям. И лишь когда академик И. Н. Фридляндер предложил использовать алюминиевый сплав, проблему решили (см. "Наука и жизнь" № 3, 2006 г. - Прим. ред.).

Специалисты института разработали фундаментальную систему управления качеством авиационных материалов - СУПРАКАМ, раз и навсегда определившую технические условия для опытных, мелкосерийных и промышленных производств, максимально обеспечивающие требования надежности и безопасности. Система эта выстроена, что называется, "до звона", никто не имеет права вносить какие-либо изменения в технологическую документацию, разработанную ВИАМом.

Такая централизация и концентрация разработок и ответственности позволила вполне успешно решить проблему обеспечения наших летательных аппаратов качественными материалами.

В лучшие для отечественной авиационной промышленности 60-е годы в штате института насчитывалось около 10 000 человек. Без преувеличения можно утверждать, что ВИАМ собрал цвет научно-технической интеллигенции страны, способной решать самые сложные научные задачи.

В юбилейном для нашего института году, конечно, приятно говорить о прошлых успехах и достижениях. Но, не ответив на главный вопрос, трудно думать о будущем. А для людей науки главное - это востребованность их труда. Они должны ощущать, что их труд необходим государству для его развития, для улучшения условий жизни людей, обеспечения их прав и свобод.

Президентом страны была абсолютно правильно поставлена задача перевода государства на инновационный путь развития. Что необходимо для того, чтобы это стало реальностью? Прежде всего, Россия остро нуждается в четко сформулированной инновационной и промышленной политике. Я имею в виду комплексные меры по формированию, укреплению и управлению государственным сектором науки, которые должны рассматриваться в едином контексте научно-инновационной и промышленной политики, исходя из долгосрочных национальных приоритетов. В федеральном законе "О науке и научно-технической политике" необходимо определить понятие "государственный сектор науки", его структуру, организационно-правовую форму научной организации, принципы государственной поддержки и управления. Должно быть зафиксировано его назначение как системы, обеспечивающей выполнение государством своих конституционных обязательств в области развития страны, науки, образования, здравоохранения, обеспечения обороноспособности и национальной безопасности.

При этом особую важность приобретает выбор организационно-правовой модели научной организации, способной эффективно функционировать, обеспечивая не только извлечение прибыли, но и получение новых знаний и перевод этих знаний в наукоемкую продукцию или лицензионные соглашения.

С этой точки зрения наиболее полно и успешно инновационный процесс может быть реализован в рамках национальных исследовательских центров, предложения по созданию которых должно подготовить правительство в соответствии с поручением президента от 25 декабря 2006 г.

Создание таких центров возможно на базе институтов РАН и государственных научных центров (ГНЦ). Они, располагая исследовательской и опытно-экспериментальной базой, способны выполнить весь цикл работ - от фундаментальных и поисковых исследований до внедрения промышленных технологий и даже получения на этой основе высокотехнологичной конкурентоспособной продукции. На протяжении последних 15 лет Россия в своем развитии опиралась на форсированный экспорт сырья и просто "проедала" то научно-техническое наследство, которое досталось ей от СССР, опаздывая с глубокой структурной модернизацией экономики, развитием новых направлений науки и технологий.

Вполне очевидно, что переход к инновационному пути развития страны невозможен с опорой только на корпоративную науку, поскольку цели корпораций часто не совпадают с задачами и интересами государства. Государство должно располагать собственными институциональными структурами в сфере прикладных и фундаментальных исследований, способными обеспечить решение приоритетных национальных задач научно-технического и технологического развития. Все технологически развитые страны с рыночной экономикой, несмотря на существование мощных частных промышленных корпораций, имеют многочисленную сеть государственных научно-исследовательских организаций по стратегически важным направлениям (авиация, космос, оборона, атомная энергетика и т.д.).

По моему твердому убеждению, только государственный сектор науки (институты РАН, государственные научные центры, ведущие вузы) в состоянии в комплексе обеспечить все виды фундаментальных, поисковых и прикладных исследований, экспертные разработки и заключения, накопление и обработку информации и подготовку кадров. Государственный сектор науки способен и должен обеспечить сертификацию продукции, безопасность эксплуатации технически сложных промышленных систем, формирование кооперации между наукой и бизнесом и т.п. Иными словами, он должен сыграть ключевую роль в активизации инновационной деятельности. Национальные исследовательские центры, созданные на базе ГНЦ и институтов РАН, могли бы стать одним из важнейших, ключевых факторов структурных сдвигов в российском хозяйстве, в которых так нуждается сегодня страна.

Однако эффективность деятельности госсектора науки может быть обеспечена только при условии государственной поддержки в области организационного, финансового и нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности.

Еще одним ключевым вопросом сегодняшнего дня является подготовка и привлечение к творческой работе высококвалифицированных научных кадров, специалистов высшего, среднего звена. Он требует постоянного внимания со стороны государства, бережного, разумного подхода к реформированию системы профессионального среднего и высшего образования. Безразличие к созданию подготовленной в научном и техническом отношении рабочей силы равносильно интеллектуальному и промышленному разоружению и представляет непосредственную угрозу способности нашего государства продолжать занимать положение мирового лидера.

Чтобы строить экономику, основанную на знаниях, нужны серьезно подготовленные научные, инженерно-технические, рабочие кадры. Самые большие средства, вложенные в науку, в обновление производства, не принесут желаемого результата, если не будет людей, способных генерировать и осуществлять смелые идеи. Необходимо активно пропагандировать моду на интеллект. Власть должна продемонстрировать обществу через систему стимулов и поощрений, что люди, представляющие интеллектуальную элиту нации, получают всемерную поддержку у государства.

27.08.07 Большая перемена

Большая перемена

Московским школьникам добавили уроки и облегчили учебники

Ирина Игорева

"Российская газета" - Центральный выпуск №4450 от 27 августа 2007 г.

В новом учебном году в столице будут работать 1654 школы, 1909 детсадов и 90 колледжей. Все они отвечают нормам безопасности: оборудованы тревожными кнопками и оснащены автоматизированными системами противопожарной безопасности, сообщила на пресс-конференции руководитель департамента образования Москвы Ольга Ларионова.

- Один миллион 100 тысяч детей и подростков пойдут в детские сады, сядут за парты школ и колледжей, - уточнила она. - Первый учебный день приходится на выходной и День города, поэтому он не будет долгим. Запланирована традиционная школьная линейка в 9.30 и всего один урок, посвященный истории столицы.

В дальнейшем "поблажек" не будет. Например, к уже имеющемуся перечню предметов у десятиклассников добавится еще один "Экология Москвы - устойчивое развитие", а в некоторых школах помимо него начнут факультативно преподавать историю религий и культур.

- Но могу обрадовать родителей: нагрузка на учеников 1-6-х классов в прямом смысле уменьшится, поскольку они получили учебники, сделанные по новой технологии. Книги весят в три раза меньше, чем предыдущие, - уточнила Ларионова.

Также в новом учебном году продолжится эксперимент по внедрению электронной "карты учащегося". До сих пор ею пользовались ученики 138 московских школ. В ближайшие месяцы это число увеличится еще на сотни учебных заведений. Сейчас по "карте учащегося" ребята могут только оплачивать льготный проезд в общественном городском транспорте, однако в ближайшее время электронная карта станет "кошельком".

- Город будет перечислять на нее средства детям, которые имеют право на льготное питание. Также на нее смогут класть деньги и родители, - пояснила Ларионова. - С помощью этой карты мамам и папам будет проще контролировать ребенка: посещал ли он занятия, в какое время он появляется в школе, когда уходит. В дальнейшем карта станет и электронным дневником учащегося.

Для этого каждому ребенку будет присвоен шифр. Зная его, родитель с помощью Интернета сможет проконтролировать успеваемость дочери или сына, узнать расписание занятий уроков и даже посмотреть, как выполнена домашняя работа.

- В настоящее время в столичных школах учится порядка 70 тысяч детей, приехавших из близкого и дальнего зарубежья, - сообщила Ларионова. - В ближайшие годы в каждом из десяти округов откроется специальный учебный центр, где такие ребята и их родители смогут быстро выучить русский язык и адаптироваться в новой среде. Сейчас подобных заведений всего семь.

Будет возрождаться в столице и профтехническое образование. На одном из сентябрьских заседаний правительства Москвы планируется рассмотреть программу "Рабочие кадры".

Досье "РГ"

Средняя зарплата московского учителя составляет

17 000 рублей. С 1 сентября педагоги, как и все бюджетники, получат прибавку 25 процентов. Однако вместе с московскими выплатами эта цифра дорастет до 33 процентов. С 2008 года директор или попечительский совет школы смогут поднимать зарплату учителю за особые заслуги. На эти цели финансы будут брать из спецфонда (каждая школа получит его из бюджета города). При этом сумма спецфонда не станет превышать пяти процентов от общей суммы заработной платы сотрудников школы.

27.08.07 Хлеб вывозят - цены растут?

Хлеб вывозят - цены растут?

Ольга Горелик

В этом году Россия отправит на экспорт 10 млн тонн зерна, заявил министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. Откуда такое богатство, если еще в июле чиновники, вынужденные оправдываться за высокие цены на хлеб, прогнозировали неурожай? А все потому, что, будто по мановению волшебной палочки, пшеница в России выросла за несколько дней. Цены на хлеб, правда, растут вместе с ней.

К настоящему времени в России уже собрано 52 млн тонн зерна, что на 5 млн тонн превышает аналогичный показатель прошлого года. И как заметил Алексей Гордеев, качеством собранное зерно не хуже. Общий прогноз урожая составляет 76 млн тонн, из них 46 млн тонн приходится на пшеницу. Экспортный потенциал страны министр оценил в 10 млн тонн.

Генеральная линия Минсельхоза этим летом менялась несколько раз. Сначала население пугали засухой, неурожаем и просили с пониманием относиться к росту цен на хлеб. Кивали при этом на Европу — мол, там цена на хлеб в несколько раз больше — и на инфляцию. Забыли, правда, вспомнить о доходах среднестатистического европейца, а также о том, что стоимость хлеба поднялась на 30—50%, в несколько раз опередив уровень инфляции ("Известия" не раз писали об этом).

Впрочем, прошло немного времени, озабоченность высокими ценами на хлеб выразил Владимир Путин, и министерские прогнозы на урожай в корне изменились. Регионы стали устанавливать "рекорды жатвы", а Алексей Гордеев уверял, что дефицита не будет, как и причин для роста цен. Теперь же результаты сборки урожая стали столь впечатляющими, что начались разговоры об экспорте зерна.

Причем как серьезный экспортер Россия снова озвучила идею о создании "зернового" ОПЕК — межгосударственного объединения для координации производства и торговли зерном. По словам Гордеева, сегодня это предложение уже согласовано с Украиной и Казахстаном, им также заинтересовались в США, а в сентябре чиновники проведут соответствующие консультации с австралийскими коллегами.

Понятно, что в условиях высоких мировых цен на зерно, Минсельхозу хочется продать побольше и подороже. И государству выгода, и крестьянам. Однако до сих пор за эти выгоды расплачивается население страны. Так, на днях Росстат обнародовал данные о ценах на некоторые продукты питания в Центральном федеральном округе. Согласно его информации, за последние три недели в ряде центральных городов России подорожала мука. Так, в Костроме, Твери и Ярославле она стала дороже в среднем на полтора рубля, в Брянске, Владимире, Москве — в среднем рубль. Схожая судьба коснулась и хлеба. Что касается ржаного и ржано-пшеничного сортов, то их стоимость выросла на сумму от 70 копеек до полутора рублей. По пшеничному хлебу и хлебобулочным изделиям Брянск, Кострома, Рязань, Ярославль, Орел и Москва продемонстрировали рост цен от 40 копеек до 2 рублей.

Между тем, снова касаясь темы зерновых интервенций, которые предлагались главой Минэкономразвития для снижения цен на зерно, Алексей Гордеев отметил, что Минсельхоз готов проводить их "в любой момент". Однако, по мнению министра, делать это в настоящее время нецелесообразно, поскольку дефицита зерна нет, а его государственный запас составляет около 1,5 млн тонн.

Источник: Газета ИЗВЕСТИЯ

24.08.07 Хорошо забытое новое

Почему российские учёные создали Google в Америке, а не в России?

Опубликованный недавно доклад американских нефтяников «Суровая правда об энергии» – очередное подтверждение тому, что в ближайшие 20–30 лет спрос на нефть и газ будет превышать предложение, а значит, цены на энергоресурсы продолжат расти. Для России в такой перспективе есть бесспорные плюсы. Но есть и минусы, главный из которых – отсутствие стимулов для эффективной промышленной политики.

ВЫСОКИЙ ПЕРЕДЕЛ

Правительство до недавнего времени на дух не принимало само понятие «промышленная политика», надеясь, что рынок всё расставит на свои места. Но жизнь заставляет менять представления о рыночной стихии. Страна живёт не сама по себе, она достаточно серьёзно участвует в различных операциях на глобальных рынках и в этих операциях либо проигрывает, либо выигрывает.

Чтобы чётко понимать ситуацию, необходимо зафиксировать некие аксиоматические утверждения.

Первое, экономика будущего – это экономика знаний. В нашем правительстве можно услышать, мол, что плохого в сырьевой экономике, при таких ценах на нефть всё складывается замечательно. Но любые ресурсы исчерпаемы, знания же могут генерироваться в каких угодно объёмах. Следовательно, страна, продающая сырьё, в краткосрочной перспективе может что-то выиграть, но в историческом контексте обречена на проигрыш.

Вторая аксиома. В экономике существует международная кооперация, когда никто, как правило, уже не производит у себя ценный продукт целиком. Наукоёмкая продукция имеет много стадий переделов, и наибольшую добавочную стоимость обычно дают операции на заключительных этапах. Потому для страны важно определить, в каких отраслях мы можем делать такую многопередельную, насыщенную знаниями продукцию, конкурентоспособную на глобальном рынке. Идеально было бы производить какую-то продукцию монопольно. Например, Европа и США делают примерно 1000 самолётов в год средней стоимостью около 100 млн. долларов. То же и с автомобилями: их продаётся около 100 млн. ежегодно, и даже если средняя цена составляет 10 тыс. долларов, то это в общей сложности приносит триллион долларов.

Россия должна выбрать из возможных вариантов, где она может занимать монопольное или близкое к монопольному положение, где нас не будут подавлять конкуренты, на чём мы можем получить основную часть прибыли от высокопередельной продукции.

ПОИСКИ ЭКСКЛЮЗИВА

Возьмём лишь самое очевидное. Многие страны уже не могут существенно наращивать производство энергии. А мы можем ещё столетия увеличивать производство экологически чистой энергии, которую и будем экспортировать. Бог дал нашей стране громадную территорию, богатую полезными ископаемыми. Большая территория, отметим, даже важнее наличия исчерпаемых ресурсов – нефти и газа. Она нам даёт огромное преимущество в мире – возможность производить и потреблять практически неограниченное количество энергии, развивая атомную, угольную, термоядерную энергетику.

Таким образом, первая фундаментальная отрасль, которую мы должны назвать локомотивной, – это расширенная энергетика. Не та, что заканчивается продажей нефти и газа, а правильно выстроенная и ориентированная на будущее.

Вторая отрасль, где у нас наличествует огромный задел ресурсов и знаний, – это аэрокосмос. Неоспоримый факт, что в мире есть две конкурирующие страны, имеющие в космосе примерно равные возможности, – Россия и США (с небольшим перевесом Соединённых Штатов).

Третья – это информационные технологии, связанные с решением сверхсложных математических задач. Наши математики – от Перельмана до школьников, побеждающих на компьютерных олимпиадах, – одни из лучших в мире. Я уверен, что отрасли, связанные с искусственным интеллектом, будут играть всё большую роль в мире, а исследования и инновации в этой области – это то, что Россия могла бы предложить миру в качестве второй или даже первой сверхдержавы...

На этом, к сожалению, перечень основных локомотивных отраслей и заканчивается. Можно было бы добавить к ним биотехнологии, в частности, связанные с энергетикой, но, строго говоря, продвижение хотя бы одной отрасли на первые роли в мире требует вложений от 100 миллиардов до триллиона долларов. Соответственно пока что нет оснований думать, что какая бы то ни была страна, за исключением США, смогла бы продвигать одновременно больше 3–4 локомотивных отраслей.

СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ

Это – оценки и расчёты, которые позволили бы чётко, законами и исполнительными решениями обеспечить продвижение локомотивных отраслей в режиме «экономики знаний».

Сегодня рассказываются всякие басни, будто в структуре российской экономики увеличивается доля услуг. Есть хорошее исследование предыдущего представителя Всемирного банка в РФ, который квалифицированно доказал, что никакая сфера услуг у нас не растёт. А растёт, причём интенсивно, та же сырьевая составляющая. По данным статистики, на сегодняшний день две трети экспортных доходов мы получаем за счёт сырья и полуфабрикатов. Весь фокус в том, что добывающие компании для минимизирования налогов используют форму перепродаж через фирмы-посредники. Это и входит в сферу услуг во всех статистических отчётах. На основании чего потом и делаются выводы, будто у нас структура экономики становится похожа на настоящую развитую.

РИСКИ ИЛИ ЛЬГОТЫ

Казалось бы, для развития инновационной экономики у нас есть все возможности. Так, на неплохом уровне в России сохранилась высшая школа, где немало высококлассных учёных мирового уровня. Однако одна из причин, почему знания не превращаются в товар, в инновации, заключается в том, что внутренний рынок потребления знаний в России чрезвычайно невелик. Если оценивать в целом, то рынок инноваций окажется очень скромным – всего около 10 млрд. долларов. Для того чтобы инвестировать в эту отрасль 50–60 млрд. долларов (то есть сопоставимо с сырьевыми отраслями), надо продавать товаров на порядок больше – на 500 млрд. долларов. Даже если рассчитывать на меньший объём продаж (в пределах 200 млрд.), то и таких рынков внутри страны пока что нет. И долго ещё не будет.

Потому-то молодые люди из России, создавшие поисковую систему Google, капитализация которой доходит до 100 млрд. долларов, сделали это не в России, а в США. Там, во-первых, широкий внутренний рынок потребления продукта (а на старте это необходимо). Во-вторых, намного лучше условия генерирования и превращения знаний в товар. В Штатах инновационные фирмы такого типа всегда имели серьёзные налоговые льготы в отличие от нас.

Вообще во многих странах положение инноваторов несравнимо лучше: в Англии, Индии, Ирландии… Да возьмите хоть страны Ближнего Востока, в которых экономика тоже базируется на экспорте углеводородов. В Арабских Эмиратах не берут никаких налогов не только со своих инновационных фирм, но и расположенных на их территории зарубежных филиалов (при том что они воспроизводят лишь часть инновационного процесса). А у нас есть фундаментальная наука, есть люди, которые там работают, есть и нефтедоллары. Кто же мешает нам принять единственно правильное решение?

Анализ работы учёных, занимающихся проблемами рисков, показывает: из 150 инновационных проектов приемлемы только 10, и лишь один из этих десяти даёт серьёзную прибыль. Примерно так же во всём мире, не только в России. При оценке бизнеса знаний ошибки могут достигать 1000%. Понятно, что частный бизнес не станет вкладываться с таким риском, следовательно, ещё раз подчёркиваю, необходим комплекс компенсационных мер со стороны государства.

Однако венчурное (рисковое) финансирование, на котором сосредоточилось наше правительство, в 90% случаев будет в этой ситуации всё же пустой тратой денег. Даже при хорошо отобранных проектах. Гораздо эффективнее, на мой взгляд, освободить от налогов успешные и прибыльные инновационные предприятия, дав им максимальные льготы.

В Государственную Думу внесён пакет законов с условным названием «Инновационная Россия». В нём даны определения, что же представляет собой инновационная политика на государственном уровне, каковы её цели и принципы. В чём состоит задача федеральных органов государственной власти и субъектов РФ, а также местного самоуправления. Наконец, какие формы поддержки инновационной деятельности могут оказать правительство и власть на местах. Все эти вопросы нашли, в частности, отражение в проекте Федерального закона «О государственной инновационной политике в РФ». Помимо этого, предлагается ряд поправок в действующее налоговое законодательство.

Правительству надо внимательно изучить представленные законопроекты и работать – выводить страну на курс эффективной промышленной политики, связанной с инновациями. Но пока незаметно, чтобы Кабинет министров реально хотел этого. Слишком трудно избавиться от тяжёлого «сырьевого проклятия» и сойти с «нефтяной иглы».

Иван ГРАЧЁВ, депутат Государственной Думы трёх созывов

24.08.07 Наш ответ "Боингу"

Наш ответ "Боингу"

Россия будет строить около 300 гражданских самолетов в год

Наталия Ячменникова

"Российская газета" - Федеральный выпуск №4449 от 24 августа 2007 г.

Россия и страны СНГ в ближайшие 20 лет потратят 70 миллиардов долларов на покупку более 1 тысячи гражданских самолетов. Такой прогноз обнародовала на МАКСе американская корпорация "Боинг".

По оценке западных экспертов, 470 лайнеров будут иметь вместимость на 110 и больше пассажиров - это 44 процента рынка. На долю широкофюзеляжных самолетов придется 11 процентов, или 110 самолетов. Более 43 процентов закупаемых самолетов будут относиться к числу региональных. На долю же лайнеров, которые берут на борт свыше 400 человек, придется всего 2 процента рынка. Между тем к 2025 году в России планируется производить около 300 гражданских самолетов в год.

Сегодня на рынке российских региональных самолетов развернулась нешуточная борьба, и это очень хорошо видно на МАКСе. В фавориты вышел самолет "Сухой Суперджет-100". Как замечает вице-президент отделения "Боинг - гражданские самолеты" Крейг Джонс, именно эта машина в ближайшие годы займет российский рынок самолетов вместимостью до 100 пассажиров. Таким образом, мы можем прилично потеснить тут и "Эрбас" и тот же "Боинг".

Запуск самолетов "Сухой Суперджет-100" в серийное производство намечен на 2008 год. Генеральный директор авиахолдинга "Сухой" Михаил Погосян под аплодисменты озвучил на авиасалоне дату выкатки первой машины - 26 сентября. Планируется продать не менее 700 таких самолетов, а уже до конца этого года "Сухой" заключит договоры на производство ста "Суперджетов". Причем создается целое семейство этих лайнеров: они рассчитаны на полеты до 3100-3200 километров, но в дальнейшем могут появиться варианты с дальностью до 4500-4800 километров.

Именно с "Суперджетами" Россия планирует прорваться на мировой рынок авиаперевозок, а вот потеснить бесспорное лидерство западных фирм - на крыльях нового российского самолета МС-21. Как обещают самолетостроители, он появится на рынке уже в 2015 году. И тоже задумывается как семейство - вместимостью от 150 до 200 пассажиров. Все эти "птицы" будут летать на маршрутах от 2200 до 4500 километров, а варианты с увеличенной дальностью полета - до 6800 километров. Что очень важно - по топливной эффективности самолет МС-21 должен превосходить существующие аналоги почти на 15 и больше процентов. В течение двадцати лет на внутреннем рынке может быть продано около 400 машин, а на внешнем - почти 300.

Одно время казалось, что Россия может начать свой приход на международный авиарынок с нового регионального самолета

Ту-334. Но ему катастрофически не повезло - из-за отсутствия финансирования серийное производство все время отодвигалось. За годы после первого вылета Ту-334 в феврале 1999 года от него осталось практически только аббревиатура. По существу сейчас это новая машина. К настоящему времени изготовлено два опытных образца, в производстве находится еще несколько. Рынок самолета Ту-334 в России и странах СНГ оценивается экспертами примерно в 400 машин.

Еще один "игрок" на этом "поле" российско-украинский Ан-148. Успех всех российских региональных проектов, их окупаемость и рентабельность зависит от масштабов производства и продаж.

Кроме того, Россия представляет сегодня широкий спектр самолетов Ил-96-300, Ту-204 и Ту-214, которые вполне сопоставимы с западными "собратьями". Так, Ил-96-300 по функциональным возможностям и комфорту принципиально аналогичен "Боингу-767-300". Он уступает лишь по топливной эффективности. Зато и цена его почти в два раза ниже. Самолеты Ту-204 и Ту-214 в полтора раза более экономичны по расходу топлива, чем те, которые они должны заменить.

По мнению президента и генерального конструктора ОАО "Туполев" Игоря Шевчука, самолет Ту-204-300 станет одним из самых востребованных у авиакомпаний. Впервые в нашей стране этот авиалайнер был сертифицирован по нормам АП-25, которые соответствуют европейским и американским требованиям.

- В прошлом году налет на каждый самолет составил около 400 часов в месяц, - говорит Игорь Шевчук. - Это превосходит мировой уровень. По нашим планам, он станет основным среднемагистральным самолетом, который в первую очередь заменит Ту-154.

Справка "РГ"

Чем хороши новые российские самолеты:

Преимущества по цене.

Ил-96-400 - новая модификация Ил-96-300 при стоимости около 70 млн долларов будет почти на 30 млн долларов дешевле, чем А-340; Ту-204-100 на 10 млн долларов дешевле А-321, а "Суперджет-100" - на 4 млн долларов дешевле аналогичного самолета "Эмбраер". Еще больше преимущество у самолетов Ан-148 и Ту-334.

Экология.

Отечественные самолеты, оснащенные двигателями

ПС-90А и ПС-90А2, будут соответствовать международным требованиям по шумам. Сертифицированный

Ан-148-100 имеет запас +5 дБ, а "Суперджет-100" -

+15 дБ относительно IV главы ИКАО.

Топливная эффективность.

Самолет Ил-96-300 с двигателями ПС-90А имеет удельный расход топлива 26 г/пасс.-км, а при оснащении двигателями PW-2037 - 22 г/пасс.-км. Для сравнения: "Боинг 767-300" потребляет 25 г/пасс.-км, А-340 - 21,7, "Боинг 777-300" - 20,3. Для Ту-204-100 и Ту-204-120 показатели по расходу - 19,4 г/пасс.-км. У "Боинга-737" и А-319 - примерно 19,2-19,4.

24.08.07 Уго Чавес покупает 98 российских самолетов

Уго Чавес покупает 98 российских самолетов

Дмитрий Литовкин, Жуковский (Московская область)

Показательные полеты на МАКСе-2007. Фотолента

Экспонаты "МАКСа-2007". Фотолента

"МАКС-2007" в подмосковном Жуковском бьет рекорды по заключаемым контрактам. Российский авиапром явно на подъеме. В среду компания "Илюшин финанс" сумела продать 10 самолетов Ту-204 и Ан-148 в Иран и на Кубу. Говорили, что это много. В четверг — новая победа. Венесуэла покупает почти сотню самолетов Ил-114.

— Только не падайте... — с этими словами гендиректор завода имени Чернышова Александр Новиков вбегает в шале на авиакосмическом салоне "МАКС-2007". — Венесуэла подписала контракт с "Рособоронэкспортом" на поставку целых 98 Ил-114!

В шале — немая сцена. По лицам "оборонщиков" видно: такого никто не ждал. Теперь предприятие на годы вперед обеспечено заказом, а значит — может не волноваться за свое будущее.

Региональный самолет Ил-114 был сертифицирован в 1997 году и считается одним из самых современных самолетов в России. Может быть и пассажирским и грузовым. Эта машина уже совершила межатлантический перелет в Венесуэлу. Самолет пролетел 16 400 км с четырьмя посадками, кроме того, в Венесуэле прошли демонстрационные полеты Ил-114. Самолет показал более высокую, чем ожидалась, крейсерскую скорость и подтвердил свою эффективность.

Первоначально Уго Чавес собирался подписать контракт на 50 самолетов такого типа. Что уже обеспечивало работой наших авиастроителей на годы. Однако решение Венесуэлы купить целых 98 "Илов" беспрецедентно. Сумма контракта не разглашается. По мнению экспертов, она может составлять несколько миллиардов долларов.

В четверг же в шале корпорации "МиГ" побывал председатель комитета начальников штабов Казахстана генерал армии Мухтар Алтынбаев. С первым заместителем главы "МиГа" Сергеем Цивилевым он подписал соглашение о ремонте в России на Ржевском заводе 10 истребителей МиГ-31. Сумма контракта — $60 млн. В следующем году в ремонт придет очередная десятка этих самолетов.

— Это очень хороший результат, — отдышавшись от эмоций, говорит "Известиям" Александр Новиков. — Трудно поверить, но мы на подъеме. Фирма загружена работой на годы вперед. Реализуем индийский контракт по поставкам двигателей к истребителям МиГ-29 КУБ корабельного базирования. Первые движки вместе с истребителями уже проходят испытания. Теперь и контракт на наш новый турбовинтовой мотор ТВ7-117С для "Илов".

Как говорит Новиков, внешнеэкономическая деятельность доминирует в заказах предприятия. Но в этом году фирма повернулась к отечественным ВВС. Завод имени Чернышева выбран головным производителем основного вертолетного двигателя для российских машин. Раньше их делали на украинском предприятии "Мотор Сич". Теперь будут строить в Москве. Это будет как модернизированный "старый" двигатель, так и абсолютно новая разработка предприятия ВК-2500. Его установят на самые перспективные отечественные машины: Ми-17, Ми-24, Ка-50 "Черная акула" и Ка-52 "Аллигатор".

Кстати, в четверг в небе над Жуковским выступали боевые вертолеты — так летчики — участники "МАКСа-2007" отметили День российского вертолетостроения. Кроме того, четверг на авиасалоне был объявлен днем Москвы. Это не случайно — более 200 предприятий (почти треть от общего числа российских экспонентов) находятся в столице.

Еще одна военная сенсация "МАКСа-2007" — "боевые пузыри": дирижабли и аэростаты. Американский Пентагон давно и активно инвестирует миллионы долларов в разработку "воздушных шаров". По словам гендиректора Долгопрудненского КБ автоматики Виктора Голубятникова, аэростаты — идеальное средство для размещения разведывательного оборудования. В перспективе на них могут быть размещены и ударные комплексы. "В отличие от самолета, — рассказывает Голубятников, — это сплошная резина. Ее не видно радиолокаторам. А если обнаружить визуально и обстрелять из пушки, то в отличие от самолета аэростат не взорвется и не упадет на землю. В ВВС есть служба воздухоплавания, жаль, но за последние 15 лет она не заказала ничего нового".

Источник: Газета ИЗВЕСТИЯ

23.08.07 Москва: новый закон о розничных рынках не привел к повышению цен

Москва: новый закон о розничных рынках не привел к повышению цен

Федеральный закон «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс РФ», который вступил в силу с 11 апреля, не привел к повышению цен на продукцию, реализующуюся на рынках столицы. Об этом сообщил руководитель Департамента потребительского рынка и услуг Владимир Малышков в ходе пресс-конференции.

По его словам, цены на рынках за прошедшее время как росли, так и падали. К примеру, цена на яблоки в этому году почти втрое ниже прошлогодней, и связано это с их большим урожаем. И наоборот, в каких-то сегментах рынка цены выросли из-за плохого урожая. «Можно констатировать, что цены на сельскохозяйственную продукцию остаются стабильными», - добавил министр.

Что касается запрета привлекать к торговле иностранных граждан, В.Малышков отметил, что штраф размером в 800 тыс. рублей стал весьма эффективной мерой для работодателей. В целом, обстановка на рынках Москвы спокойная, новый закон привел к улучшениям в их работе; так, теперь покупатель без проблем может вернуть некачественный товар продавцу, а порой и получить деньги за полученный ущерб.

Относительно общих данных по рынкам в городе глава департамента рассказал, что в настоящее время функционируют 94 рынка, в том числе – 49 универсальных и 45 специализированных (в том числе – 19 сельскохозяйственных). «С 2000 г. мы ведем в столице работу по сокращению числа рынков и преобразованию их в цивилизованные торговые предприятия. За указанный период закрыто 146 рынков из 240 имевшихся, проведена реконструкция и модернизация более 80 рынков», - напомнил он. Особый акцент он сделал на Черкизовском рынке – проблеме, беспокоящей москвичей не первый год. По словам министра, он полностью прекратит свою работу в 2009 г. Сегодня на территории рынка уже закрыто 10 объектов, до конца этого года закроются еще два.

Помимо этого, закон предусматривает предоставление торговых мест на сельскохозяйственных рынках непосредственно производителям. Сегодня на сельхозрынках города зарезервировано около 3,5 тыс. таких мест. «Кстати, в августе, с началом массового поступления в Москву плодоовощной продукции, заметно снизились цены на морковь, картофель, капусту, лук, свеклу, яблоки, помидоры», - сообщил В.Малышков.

Наконец, он рассказал, что за текущий год в столице прошло почти 2 тыс. ярмарок выходного дня, на которых представили свою продукцию производители из большинства российских регионов. «Места на таких ярмарках абсолютно бесплатны, и эта практика будет продолжена», - резюмировал министр.

ИА "Альянс Медиа"

23.08.07 Метро пересекает МКАД

Метро пересекает МКАД

К 2013 году откроется 12 новых станций подземки

Мария Ермакова

"Российская газета" - Центральный выпуск №4446 от 22 августа 2007 г.

Вчера на заседании правительства Москвы были одобрены планы строительства новых станций метро на пять лет вперед.

Подземные расходы, включая аварийные источники энергоснабжения и платформы для пассажиров, только в ближайшие три года составят как минимум 113 миллиардов рублей. Большую часть денег планируют взять из средств столичных налогоплательщиков, часть - из бюджета.

Глава столичного метрополитена Гаев пообещал открыть к 2013 году 12 новых станций. До конца 2007 года появятся четыре новые станции: две на Люблинской линии - "Трубная" и "Сретенский бульвар", а две на Строгинско-Митинской линии- "Строгино" и "Кунцевская-2". То есть там, где, по данным метрополитена, отмечен максимальный объем потока пассажиров. Так, например, открытие центрального участка Люблинско-Дмитровской линии с двумя новыми станциями и пересадками на три линии метро позволит перенаправить сюда пассажиропотоки с юго-восточного участка Таганско-Краснопресненской линии.

Для разгрузки центра Москвы первой откроется станция "Трубная": уже через неделю - 30 августа. С новой станции можно будет сделать пересадку на "Цветной бульвар". "Сретенский бульвар" откроют, предположительно, в декабре этого года. С этой станции можно будет перейти на станции "Чистые пруды" и "Тургеневская".

Под новый, 2008 год (ориентировочно 24 декабря) обещают открыть станцию метро "Строгино" Митинско-Строгинской линии. А расположенная на этой же ветке станция метро "Славянский бульвар" начнет принимать пассажиров в первом полугодии 2008 года. В планах также строительство "Волоколамской", которую введут в 2009 году, "Митино" - в 2011 году, а затем "Рождествено". Ожидается, что с открытием этих трех станций значительно разгрузится северный участок Таганско-Краснопресненской линии, работающий сейчас на пределе пропускной способности.

А после открытия "Митино" столичное метро и вовсе уведут за МКАД. Так, на территории Подмосковья в Мякининской пойме Москвы-реки построят станцию "Мякининская". Она расположится рядом с новым административно-общественным центром Московской области и торговым комплексом "Крокус-Сити". На 2011 год запланировано и строительство "Пронской" ради того, чтобы приблизить к большой земле микрорайон Жулебино.

Главный архитектор Александр Кузьмин предложил ускорить работы по вводу станции метро "Новокосино" и участка Солнцево-Матвеевское: "Мы усиленно застраиваем Кожухово. Кроме того, на востоке Москвы вместе с областью мы будем строить около 5 миллионов квадратных метров жилья",- аргументировал он свою точку зрения на стратегию развития столичного метро. В ответ начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев заявил, что пуск станции "Новокосино" может состояться не раньше конца 2010 года, и добавил, что в Москве обязательно будет вторая кольцевая линия. "Иначе ту задачу, которую ставит мэр столицы Юрий Лужков - охват районов, находящихся за кольцевой линией метро, решить будет практически невозможно", - объяснил глава столичной подземки. На проект разгрузочного кольца он попросил три года, пояснив, что в 2011 году можно будет говорить о начале его прокладки. Мэр Москвы Юрий Лужков предложил свой вариант: использовать малое железнодорожное кольцо, которое следует освоить под перевозку пассажиров. И настоятельно рекомендовал не открывать ни одной конечной станции без обязательного перехватывающего паркинга рядом, иначе грандиозная программа по борьбе с пробками снова провалится под землю.

По оценке главы департамента транспорта и связи Леонида Липсица, открытие новых станций метро, запланированных в ближайшие три года, приведет к изменению пассажиропотоков и вызовет необходимость корректировки схем и режимов работы всего наземного городского транспорта. В частности, после открытия подземки от Митино до станции "Строгино" в зону пешеходной доступности этой линии попадет половина жителей прилегающих городских микрорайонов. Как считает Липсиц, в результате перераспределения пассажиропотока будет "высвобождено" не менее 25 автобусов. В частности, по словам главного транспортника города, пассажиропоток от станции "Щукинская" сократится на треть, а в автобусы, следующие по Строгинскому шоссе и Новощукинскому шоссе, будут загружены в два раза меньше, чем сейчас.

23.08.07 Прощай, гражданский лейтенант!

Прощай, гражданский лейтенант!

Со следующего года в армию не будут призывать офицеров запаса

Юрий Гаврилов

"Российская газета" - Федеральный выпуск №4447 от 23 августа 2007 г.

Как и обещал министр обороны, с 1 января будущего года в армии ликвидируют институт офицеров-двухгодичников. По сообщению кремлевской пресс-службы, соответствующий указ подписал Владимир Путин.

Документ называется "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам призыва офицеров на военную службу" и главным образом касается 1-го пункта статьи 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Подпункт "б" этой статьи, предусматривающий набор в армию выпускников военных кафедр государственных муниципальных и коммерческих вузов, в 2008 году утратит юридическую силу. Кроме того, некоторые изменения внесут в Положение о порядке прохождения военной службы.

Долгие годы лейтенантов запаса призывали на службу по окончании институтов и университетов. Но и те, кого повестка не догоняла вслед за получением диплома, могли в любой момент оказаться в воинской части. Набор осуществлялся по именному указу президента и ограничивался возрастным показателем - в командиры брали молодых людей до 27 лет. Так, согласно указу о призыве от 31 декабря 2005 года в 2006-2010 годах лейтенантскую форму ежегодно должны были примерять до 15 тысяч офицеров запаса, в том числе 7 тысяч свежеиспеченных выпускников гражданских вузов. Теперь большинству из них не надо ждать звонка из военкомата. Начиная с будущего года в Вооруженных силах забудут такое понятие, как "двухгодичник".

Места офицеров запаса в армейском строю генералы думают заполнить кадровыми офицерами.

Это очень трудная задача. По некоторым данным, каждый пятый сегодняшний лейтенант пришел в армию "с гражданки" и "на гражданку" же уйдет. Бороться с кадровым голодом военные планируют испытанным способом: увеличивая набор в армейские и флотские вузы. Как недавно рассказал корреспонденту "РГ" заместитель министра обороны Николай Панков, ежегодно курсантскую форму будут надевать от 17 до 20 тысяч парней и девушек. Тягу слабого пола к военной службе генерал приветствует, но девчат традиционно ждут лишь вспомогательные военные специальности.

Расширенный набор в офицеры будет сопровождаться сокращением военно-учебных заведений. Из нынешних 69 училищ, институтов, университетов и академий министерства обороны к 2010 году останется 61. Генералы обещают, что это не скажется ни на качестве учебного процесса, ни на социальной атмосфере в вузах. Единственное, что способно испортить настроение будущим лейтенантам, - это материальная ответственность за досрочное расторжение контракта. Те, кто надеялся избежать в училище солдатчины, бесплатно получить высшее образование и спокойно уйти "на гражданку", будут жестоко разочарованы. Своеобразных дезертиров российское законодательство теперь наказывает рублем. По просьбе корреспондента "РГ" Николай Панков озвучил размеры штрафных санкций - от 300 до 700 тысяч рублей.

Ну а если человек захочет расстаться с армией после завершения первого 5-летнего контракта?

- Он вправе это сделать, - признал генерал. - Однако мы надеемся, что не сделает.

Свои надежды руководство минобороны также связывает с выпускниками учебных центров гражданских вузов. Им специально доплачивают армейскую стипендию, в сотни раз превышающую базовую. Глядишь, кто-то из "штатских" лейтенантов задержится в армии дольше, чем того требует контракт. Но даже если этого не произойдет, за обязательные 3 года службы ребята расплатятся с военным ведомством. Плюс государство получит хорошо обученного офицера запаса.

Генерал Николай Панков еще раз подтвердил: выпускников институтов и университетов с военными кафедрами никто в армию загонять не собирается. Их выбор в пользу военной службы может быть исключительно добровольным.

23.08.07 Чтоб вы никогда не жили на одну зарплату

Чтоб вы никогда не жили на одну зарплату

"Известия" рассчитали, на что хватает средних доходов

Анна Каледина

Заработки россиян растут - с удовольствием ежемесячно констатирует Росстат. В этом никто и не сомневается. По данным за июль, средняя зарплата в стране составила 13 575 рублей, то есть почти $500. Конечно, до суперразвитых стран нам еще далеко, но все-таки тоже не копейки. И "Известия" решили выяснить, как можно прожить на эту самую среднюю зарплату. Мы взяли среднестатистическую семью - папа, мама и ребенок - и рассчитали, на что они тратят деньги.

Глава нашего семейства — единственный работник в семье, который получает среднюю заработную плату по стране. Его супруга занимается хозяйством и ребенком. Вполне обычное дело. Для расчетов мы использовали структуру потребительских расходов населения. И получилось, что почти 40% доходов среднестатистическая семья вынуждена тратить на еду. Какого качества — другой вопрос.

Скажем, в день на мясные и рыбные продукты наше семейство тратит 55 рублей. Прямо скажем, не разгуляешься. Исходя из средних цен по стране семья может позволить себе в день 423 грамма говядины или 785 граммов курятины. Каждому человеку хорошо бы съедать хотя бы 150—200 граммов мяса и мясопродуктов в день. Говядины хватит не на всех, а вот курятиной вполне можно насытить все семейство. А потом удивляются, почему курица у нас самое популярное мясо в стране.

Или, к примеру, яйца. На них у нашего семейства уходит примерно 3 рубля в день, то есть полтора гарантированных яйца в день. Но ничего страшного — большой омлет на стол можно подавать и два раза в неделю. А недостаток белка заедать более дешевыми овощами и хлебом. Из наших расчетов получилось, что семейство может хоть каждый день поедать кило картошки. Не отказывает оно себе и в хлебе. Один батон приходится на один день. Одно плохо — такая структура потребления не способствует красивой фигуре и свидетельствует о том, что доходы у нас пока низкие. Вот и заедаем голод калорийными, но недорогими продуктами.

Хотя и побаловать себя не забываем. На сахар и сладости в день уходит 14, 46 рубля. И тут уж приходится выбирать. Или каждому к чаю подается недорогое печенье, вафли или пряники, или во главе угла принцип: "бабе — цветы (желательно с клумбы), дитю — мороженое". Кстати, народ у нас парадоксальный. Пусть лучше мяса недоест, а на алкоголе экономить не станет. Прям как в анекдоте, когда ребенок после подорожания водки спрашивает у родителя:

— Ты теперь будешь меньше пить?

— Нет, детка, ты теперь будешь меньше есть.

Вот и в структуре расходов нашей среднестатистической семьи алкоголь занимает второе место. Выходит, глава семейства употребляет или по две бутылки недорогого пива ежедневно, или 15 бутылок водки в месяц. Вот такая арифметика.

Один журнал на неделю

Но, как говорится, не хлебом единым. На непродовольственные товары наше семейство тратит 4452 рубля в месяц. А это значит, что один (в лучшем случае два) предмет гардероба могут купить только одному члену семьи. Поэтому ежесезонной сменой туалетов ячейка наша явно не озабочена. Также сразу понятно, что парфюм (пусть даже не самый дорогой) в семье — предмет роскоши. Приобретают его примерно раз в полгода, год, а потом трепетно и бережно расходуют, боясь потерять каждую каплю. Учитывая, что на газеты и журналы семейство ежемесячно расходует 67 рублей, то, вероятнее всего, раз в неделю торжественно приобретается журнал с телеанонсами. Ну, может, иногда и глава семейства позволяет себе спортивную газету.

Развлечение за 41 рубль

Большую часть средней зарплаты у россиян "съедает" оплата все дорожающей и дорожающей "коммуналки". Если приплюсовать бытовые услуги, то эти расходы лишают нашего семейства 11,5% зарплаты. Недешево обходится и общественный транспорт. А вот на развлечение денег практически не остается — всего 41 рубль в месяц. Уж не знаю, каким образом можно порадовать себя за такие деньги. Разве что раз в месяц купить ребенку комикс. Но очевидно, что ни кино, ни театры, ни выставки наша среднестатистическая семья не посещает. Но зато не забывает откладывать деньги (по нашим расчетам, примерно 800 рублей в месяц). Цели могут быть разные (копят на крупную покупку или отпуск), но итоговая сумма — 9600 рублей — явно не впечатляет. Конечно, недорогую стиральную машинку приобрести можно, но отдохнуть реально разве что в деревне у бабушки.

И что хочется сказать в итоге. Люди у нас, конечно, получают до обидного мало. Судите сами, зарплата в России составляет примерно 30% ВВП, в то время как в развитых странах она превышает 70%. А вопрос, можно ли прожить на среднюю зарплату, — конечно, философский и зависит от потребностей конкретного человека.

Приятельница рассказала, что ее одноклассница (учительница в маленьком волжском городке) получает и вовсе 7000 рублей, то есть в два раза ниже среднего. Девушка снимает квартиру за 3200 рублей. И при этом говорит: "Я ни в чем себе не отказываю". Вот такие у нас встречаются благодарные люди.

Источник: Газета ИЗВЕСТИЯ

22.08.07 Как сдавать отчетность через Интернет

Как сдавать отчетность через Интернет

По данным спецоператов связи, уже более 600 тыс. компаний и предпринимателей отчитываются перед налоговиками через Интернет. Это удобно, это экономит время, это лишает сомнительной радости посещения инспекции. Но иногда случаются сбои. И по известному закону - в последний день сдачи отчетности. Что делать?

Четыре совета отчитывающимся через Интернет.

1. Не забудьте скопировать ключевую дискету с шифрами.

С помощью ключевой дискеты кодируется отчетность и расшифровываются протоколы, получаемые из инспекции. Без дискеты (потерялась, испортилась) ничего этого сделать будет невозможно. Для страховки необходимо сразу же сделать копию дискеты и хранить ее в надежном месте. Другой вариант - приобрести у оператора миниатюрный носитель для USB-разъема компьютера и всегда носить с собой. Он более долговечен и удобен, чем дискета.

2. Помните про срок действия электронной цифровой подписи.

Срок действия ЭЦП составляет ровно год. Если он истечет в период сдачи отчетности, могут возникнуть трудности - на получение новой цифровой подписи уйдет несколько дней. Не все системы сдачи отчетности автоматически напоминают об истечении срока действия ЭЦП. Поэтому лучше это где-то себе записать. Не стоит оформлять новую ЭЦП в период с 15-го по 20-е число месяца. Тогда срок ее действия не закончится в последние дни сдачи отчетности.

3. Вностите изменения одновременно.

Даже те программы сдачи электронной отчетности, которые блокируют ее отправку при наличии ошибок в декларации, не могут отслеживать изменения в регистрационных данных компании. Допустим, бухгалтер, как и положено, сообщил о смене руководителя налоговикам, но забыл внести имя нового директора в электронную форму декларации. В этом случае отчетность после арифметической проверки уйдет в инспекцию, но налоговики ее не примут.

4. Контролируйте процесс сдачи отчетности до конца.

Инспекция из-за собственных просчетов или ошибок компании может не принять декларацию и отправить отрицательный протокол входного контроля. Если в течение пяти дней после окончания срока сдачи отчетности не исправить ситуацию, налоговики сочтут декларацию непредставленной и могут оштрафовать компанию. Конечно, это незаконно. Но разумеется, лучше до этого не доводить и проконтролировать сдачу отчетности до конца. Со сбоями, возникшими по вине налоговиков, должен разбираться ваш спецоператор. Нужно срочно сообщить ему о проблеме.

Как декларация доходит от компании до инспекции?

Компания отправляет отчетность спецоператору. Получив файл, оператор высылает в компанию подтверждение. Датой представления декларации считается дата ее отправки, которая зафиксирована в подтверждении оператора (приказ МНС России от 04.02.04 № БГ-3-06/76). Оператор должен прислать этот электронный документ в течение суток (приказ МНС России от 10.12.02 № БГ-3-32/705). Но обычно подтверждение приходит через несколько минут после отправки.

Далее оператор отсылает файл с отчетностью на сервер инспекции. Программа, установленная в ИФНС, проверяет документы на соответствие требуемому формату. Если все нормально, программа переносит итоговые данные из декларации в карточку расчетов с бюджетом компании.

Если отчетность принята инспекцией, организация получает положительный протокол входного контроля, если не принята - отрицательный. Протокол должен быть выслан в течение суток, но на практике нередко приходит с опозданием в несколько дней.

Во многих регионах получила распространение новая услуга - разовая сдача электронной отчетности. Нередко представители компаний, предлагающих такой сервис, находятся прямо в инспекциях, рассчитывая на тех, кто не хочет стоять в очереди.

Если вы решили воспользоваться данной услугой, обязательно узнайте телефон посредника и проконтролируйте этапы прохождения документа. Отчетность считается сданной после получения подтверждения от спецоператора. Но если посредник получит из инспекции отрицательный протокол и не предпримет никаких действий, компания может быть оштрафована за несданную отчетность.

Идеальный вариант - когда документы отправляются в вашем присутствии. В этом случае вы можете лично убедиться хотя бы в том, что получено подтверждение спецоператора. О входном протоколе скорее всего придется узнавать позже по телефону.

ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Учет.Налоги.Право"

Страница: 1<<6061626364>>121
Создание и поддержка сайта UlterWest Система управления контентом сайта CMS UlterSuite


Yandex CY Торговый Портал TradeLine каталог интернет-магазинов Интернет магазин цифровой и компьютерной техники: кпк, ноутбуки, смартфоны, коммуникаторы и аксессуары (pda,notebook), принтеры и расходные материалы.

Rambler's Top100
Интерреклама. Деловая сеть