Свидетельство о регистрации
ПИ № 1-50376 11 2002 от 11 октября 2002г.
Адрес редакции: г.Одинцово, ул.Советская, 1Б Тел: (495)229-3586, (916)033-0289  info@newst.ru

Новости

Страница: 1<<6566676869>>121

13.07.07 Опора для промышленности

Опора для промышленности

Борис Грызлов

Опубликовано в "Российской газете" (Федеральный выпуск) N4413 от 13 июля 2007 г.

Борис Грызлов, председатель Государственной Думы, Председатель партии "Единая Россия":

Сегодня уже можно считать общепризнанной точку зрения, что инфраструктурные ограничения являются одним из наиболее чувствительных факторов, препятствующих развитию отечественной индустрии.

Однако промышленная инфраструктура - это не только дороги, трубопроводы, морские порты и электрические сети. В определенном смысле это еще и институты, обеспечивающие не технологические, а экономические аспекты деятельности индустрии. Такой инфраструктуры России тоже пока не хватает. Именно этим обусловлены усилия государства, направленные на формирование Банка развития, Венчурного фонда и других подобных институтов. Речь идет о большой и очень важной работе - только в нынешнем году на их капитализацию планируется направить порядка 300 млрд рублей.

Важнейшим аспектом данной проблемы является наличие в стране крупных корпораций, производящих сложную и наукоемкую продукцию. Именно вокруг них - это подтверждает и мировой, и отечественный опыт - формируется множество малых и средних предприятий, поставляющих комплектующие, осуществляющих сервисные услуги, занимающихся научными разработками. Существование подобных корпораций, таким образом, является значимым фактором формирования в стране промышленной среды.

К сожалению, в современной России таких связанных с производством высокотехнологичной продукции крупных компаний все еще мало. Показательно, что в структуре отечественного экспорта доля сырья и продукции с невысокой добавленной стоимостью составляет около 90%. А в общей сумме расходов на

НИОКР, по оценкам экспертов, негосударственные инвестиции составляют лишь 40% (а например, в Китае - около двух третей). Это выводит на первый план вопрос о развитии в стране крупных производств, создающих сложную машиностроительную продукцию и соответственно потребляющих отечественные же комплектующие и услуги.

Возможна ли целенаправленная, основанная на рыночных принципах государственная политика, способствующая решению данной задачи? Безусловно, да.

В качестве позитивного примера может рассматриваться автомобильная промышленность. Благодаря разработке и внедрению в практику так называемого режима промышленной сборки, предоставляющего инвесторам существенные преференции, свои производства в России сейчас создают многие ведущие мировые компании. Под Санкт-Петербургом, в районе поселка Шушары, активно строит завод "Тойота". В Калужской области крупное предприятие создает "Фольксваген".

Этот список можно продолжать. В целом же уже в прошлом году объем инвестиций в отрасли превысил 60 млрд рублей. Суммируя производственные показатели сборочных предприятий, можно сделать вывод, что к 2010 году производство автомобилей иностранных марок в России превысит 1 миллион штук в год.

Однако сама по себе сборка, если она осуществляется исключительно из иностранных комплектующих, мало что дает экономике. Именно поэтому важнейшим элементом государственной политики по поддержке инвестиций в данной отрасли являются четкие условия по локализации, то есть организации производ-ства значительной части автокомпонентов в России. Причем речь идет не только о создании новых предприятий, но и о поставках с уже существующих отечественных заводов.

Следует отметить, что ожидаемые объемы производства здесь очень велики. По авторитетным оценкам, в перспективе в России может производиться до 70% комплектующих, узлов и агрегатов. Заметным будет и социальный эффект, поскольку каждое рабочее место на сборочном производстве обеспечивает до восьми рабочих мест на предприятиях-смежниках.

Аналогичным образом влияет на развитие экономики появление крупных компаний в других секторах промышленности. Реализация осмысленной государ-ственной политики в отношении приоритетных отраслей дает тысячам предприятий все основания надеяться на рост производ-ства.

Так, уже в нынешнем году объем заказов на перспективный российский гражданский самолет "Сухой-Суперджет" достигнет, по оценкам специалистов, не менее 100 единиц. Поставки лайнера авиакомпаниям должны начаться уже в 2008 году. Соответственно появится и регулярный заказ для производителей компонентов, двигателей и так далее.

Масштабные проекты реализуются в электроэнергетике. К 2020 году объем долгосрочной инвестиционной программы составит здесь от 12 до 16 трлн рублей. Значительная часть этих средств достанется энергомашиностроителям и поставщикам оборудования.

Программа строительства АЭС предусматривает создание в России в те же сроки 26 атомных энергоблоков. Кроме того, восстановление серийного производства в сочетании с ростом спроса позволит рассчитывать на значительный объем экспортных заказов. Речь идет о строитель-стве в течение ближайшей четверти века порядка 60-70 энергоблоков на общую сумму около 100 млрд долларов (в сегодняшних ценах).

Возрождение национальной судостроительной промышленности в обозримой перспективе обеспечит трехкратное повышение объемов производства. Только для обеспечения добычи углеводородов на российском шельфе в течение ближайших девяти лет потребуется порядка 100 единиц специализированного флота и платформ на общую сумму около 223 млрд рублей.

Все эти примеры - от производства автокомпонентов и до строительства АЭС - результат осознанных действий государ-ства в сфере инфраструктуры и промышленной политики. Вопреки мнению скептиков они не ведут к расширению участия государства в экономике, поскольку не предполагают масштабных приобретений им новых активов. Но в то же время данная политика позволяет обеспечить заказами не только крупнейшие концерны, но и тысячи заводов-поставщиков по всей России.

Это становится сильнейшим стимулом для развития частных предприятий в несырьевых отраслях, особенно в машиностроении, для роста объемов инвестиций и для НИОКР. Государство, как и говорил Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию, подставляет плечо бизнесу, способствуя его развитию там, где такая поддержка действительно нужна.

13.07.07 Кому выгодны высокие цены на хлеб?

Кому выгодны высокие цены на хлеб?

Алексей Аронов

Андрей Бильжо. Карикатуры в тему

В России стремительно растут цены на хлеб. В среднем буханка уже подорожала на рубль-полтора. Чиновники и бизнесмены в один голос говорят, что виноваты высокая стоимость пшеницы на мировом рынке и плохие прогнозы на урожай. Казалось бы, государству пора принять меры - ограничить экспорт или начать зерновую интервенцию. Однако аграрные чиновники делают ровно наоборот. Все в один голос обещают рост цен. А в четверг глава Минсельхоза Алексей Гордеев заявил, что зерно дорожает в связи с "мировой тенденцией". Так же как нефть и газ. Между тем цены на сельхозпродукцию уже вызвали беспокойство президента Владимира Путина. Кому же выгодно пугать страну дорогим хлебом? "Известия" решили это выяснить.

Если послушать Гордеева, то получается, что мы должны чуть ли не радоваться растущим ценам на хлеб. Дескать, инфляция у нас сегодня 5,7%. А хлебобулочные изделия подорожали "всего" на 4,7%. "К тому же хлеб в Европе в 4—5 раз дороже, чем в России. Назовите мне товар, где есть такая разница в цене", — заявляет Гордеев.

Все бы хорошо, да только на Западе хлеб — явно не такой "социальный" продукт, как у нас. Поэтому и цена соответствующая. У нас же государство традиционно "сбивало" цены на хлеб специальными "интервенциями" на рынке. То есть, попросту продавая зерно по низким ценам. Крестьяне этому, конечно, не рады, зато пенсионеры всегда были обеспечены гарантированно доступным продуктом.

Но теперь Минсельхоз, очевидно, не хочет влиять на цены и убеждает всех, что это правильно. "Нельзя делать так, чтобы страдали крестьяне", — заявил вчера Алексей Гордеев. А как насчет пенсионеров?..

Заметим, что именно заботой об аграриях чиновники прикрывают нежелание как-либо повлиять на ситуацию с ценами. И всеми силами пытаются внушить нам с вами, что подорожание хлеба неизбежно, необходимо и даже... выгодно. Вот только кому? "В краткосрочной перспективе — сельхозпроизводителям", — рассуждает гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. Но в дальнейшем благоприятная рыночная конъюнктура может сыграть с фермерами злую шутку. "Ведь за ценами на зерно неизбежно подтянутся и другие звенья — цены на "горючку", минеральные удобрения, средства защиты растений", — говорит Рылько.

Пока же аграрии находят массу причин, чтобы убедить государство не вмешиваться в ситуацию. Например, президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский говорит, что Россия — крупный игрок на мировом рынке пшеницы. Поэтому если сейчас запретить экспорт, цены на нее стремительно возрастут. Это действительно было бы опасно, если бы наша страна зависела от иностранного зерна. Однако импорт зерновых сокращается. Для примера: в мае этого года он был на треть меньше, чем в апреле, и почти в три раза меньше, чем в мае 2006 года. Зато экспорт, о благополучии которого так печется "аграрное лобби", наоборот, растет.

Вслед за хлебом — колбаса?

Пока аграрии радуются мировым ценам на зерно, в России цены медленно растут, причем не только на хлеб, но и на муку, макароны. Дорожают и крупы — манка, рис, горох. Вместе с хлебом может подорожать также и мясо и молочная продукция. Ведь коровы и свиньи, как ни крути, такие же конечные потребители зерна, как и мы с вами. Но даже и это еще полбеды. Вслед за этими продуктами цены могут начать подниматься и на все остальные. Скажем, на конфеты и шоколад. Не потому, естественно, что они делаются из зерновых. Просто когда продавцы увидят, что цены на хлеб поползли вверх, ценники на другие товары тоже могут быть быстренько переписаны. Не в меньшую, разумеется, сторону. И все разговоры о низкой инфляции вновь окажутся только на бумаге, а не на полках магазинов.

Но этот мрачный прогноз скорее всего не будет реализован. Потому что и на "аграрное лобби" найдется управа. В четверг это дал понять президент. "Рост цен на некоторые товары сельскохозяйственного производства становится все более ощутимым, — сказал Владимир Путин. — Это меня беспокоит. Посмотрим, как мы будем выходить из этой ситуации..." Министры, к которым он обращался, получили повод для размышлений.

Источник: Газета ИЗВЕСТИЯ

12.07.07 Минфин против вина

Минфин против вина

Кабинет министров решит, кого поддержит бюджет

Елена Лашкина

Опубликовано в "Российской газете" (Центральный выпуск) N4411 от 12 июля 2007 г.

После того как в стране подорожал хлеб, кабинет министров всерьез занялся агропромышленным комплексом. На самом деле рассмотрение госпрограммы развития сельского хозяйства и пищевой промышленности было запланировано давно. Тем не менее повод заглянуть на пять лет вперед у кабинета министров даже слишком весомый.

Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев в последнее время уже не обвиняет никого из членов кабинета в нелюбви к сельскому хозяйству, ведь и деньги для села появились, да и внимания - хоть отбавляй. Теперь главное - разработать бизнес-план. За полгода ведомство Гордеева с этой задачей справилось, к всеобщему удовольствию. Чиновники рады, да и представители агробизнеса в восторге от госпрограммы, которая "создает для бизнеса предсказуемые условия работы". Впрочем, программа особо порадовала компании, работающие на мясном рынке, поскольку призывает бороться с субсидированным импортом. А, как известно, доля импорта в сегменте мяса и мясопродуктов, молока довольно высока. При этом большая часть импорта попадает в страну по демпинговым ценам, и местным производителям конкурировать с ним трудно. Документ, по сути, предусматривает сохранение квотирования импорта мяса и после 2009 года, а также намерение отказаться от принципа "странового" распределения квот, который уже давно не соответствует реалиям рынка.

Правда, эксперты так и не нашли в программе позицию государства в отношении рыболовства. Возможно, потому, что на этот счет у премьер-министра Михаила Фрадкова собственное мнение. Он считает, что, хоть и непопулярная эта мера, но необходимо создать обособленное министерство, которое занималось бы проблемами рыбной отрасли. Но не могут аграрии пройти мимо денег. Представители агробизнеса считают, что средства, направляемые на пополнение уставных капиталов Россельхозбанка и Росагролизинга, должны быть увеличены. Равно как и потребности сельского хозяйства в кредитных ресурсах. Надо сказать, что пятилетняя программа развития АПК предусматривает постепенное увеличение объемов субсидий селу: на ближайшие пять лет общая сумма составит 21 миллиард долларов, что почти в два раза больше нынешнего объема финансирования. Кроме того, предусматривается субсидирование не 8-летних кредитов, как сейчас, а 10-летних. А начиная с 2010 года, по оптимистичным прогнозам экспертов, ставка субсидирования будет снижаться. Правда, в случае, если тенденция не изменится. В общем, за пять лет в ведомстве Гордеева предполагают увеличить прирост сельскохозяйственной продукции в среднем на 4 процента в год, а в животноводстве - и на 5 процентов. Правда, зарплата на селе за это время увеличится лишь в 2,5 раза.

Госпрограммой предусмотрены меры по развитию приоритетных подотраслей сельского хозяйства, имеющих потенциальные преимущества на внутреннем и мировом рынках. В качестве основного направления выбрано животноводство, что обусловлено прежде всего растущим спросом на продукцию этого сектора, а также необходимостью решения проблем низкой продуктивности и доходности этой отрасли. Предполагается также рост поддержки племенного дела в животноводстве. Между тем, речь идет не только о финансовой поддержке села. Правительство должно утвердить методику распределения средств между регионами, их объем и порядок доведения до субъектов. В ведомстве Гордеева предполагают, что с 2009 года субъекты будут разбиты на 4 группы по уровню дотационности. А уж исходя из этого только самые бедные смогут рассчитывать на господдержку. По прогнозным оценкам, реализация новой программы АПК может довести рост сельхозиндустрии до 4% и до 5% в животноводстве. Это приведет к увеличению доли российских продовольственных товаров на рынке до 70%, а по молоку - 80%. Вновь в оборот будет запущено 400 тысяч гектар неиспользуемых угодий. Оживится инвестиционный процесс в аграрном секторе. Произойдет значительное обновление сельскохозяйственной техники, возрастет энергообеспеченность хозяйств.

Правда, у минфина возникли замечания к госпрограмме. В частности, по отсутствию данных по внебюджетным источникам, которые предусматриваются для реализации программных мероприятий. К тому же в ведомстве Кудрина усмотрели и отсутствие четких механизмов реализации программных мероприятий и условий предоставления средств федерального бюджета. "При этом отдельные положения данных подразделов противоречат Бюджетному кодексу, согласно которому порядок и условия предоставления субсидий бюджетам субъектов устанавливается правительством", - отмечается в документе. Минфин настаивает на исключении положения, связанного с господдержкой производства вин. В общем, судя по всему, за господдержку сегодня развернется нешуточная борьба. Сегодня же после чуть ли не годового воздержания министр образования и науки Андрей Фурсенко наконец представит многострадальную программу по развитию инфраструктуры наноиндустрии на 2007-2010 годы. Теперь главное - чтобы не было к ней претензий.

11.07.07 Без пенсии не останутся даже те, кого обманули работодатели

Без пенсии не останутся даже те, кого обманули работодатели

Анна Каледина

Во вторник сотни тысяч, а может, и миллионы пенсионеров, в том числе и потенциальных, получили законное право на боевой бокал шампанского. Двое людей благодаря своей активной позиции доказали, что человек не букашка и за свои права бороться может. Благодаря им Конституционный суд вынес по-настоящему судьбоносное решение, которое поможет многим российским пенсионерам получать более высокую пенсию.

В мае в Конституционный суд (КС) обратились два пенсионера - Анатолий Докукин и Тамара Шестакова. Специально называем их фамилии - ведь страна должна знать своих героев. На проявление активной жизненной позиции их толкнула несправедливость. Выйдя на заслуженный отдых, они заметили, что ежемесячно недополучают по нескольку сотен рублей.

Для кого-то, может, и смешные суммы, но только не для пенсионеров, которым и без того приходится с трудом сводить концы с концами. Выяснилось, что всему виной оказались недобросовестные работодатели, которые в свое время задерживали или вовсе не выплачивали за своих сотрудников страховые взносы в Пенсионный фонд России (ПФР). И это, в свою очередь, повлияло на размер страховой части пенсии.

Например, Тамара Шестакова тридцать лет проработала на шахте, пока предприятие не закрыли. А когда вышла на пенсию, то выяснилось, что последние годы своего существования предприятие не перечисляло за нее страховые взносы в Пенсионный фонд. Из-за этого пенсия уменьшилась на 500 рублей.

В соответствии с нынешним законодательством в трудовой стаж (который учитывается при расчете страховой части пенсии) включаются только те периоды работы, за которые уплачивались взносы в Пенсионный фонд. Но - так уж случилось - не все работодатели у нас добросовестные. Немало таких, которые из зарплаты сотрудников средства изымают, но в ПФР их не перечисляют. Кстати, масштабы этого бедствия оцениваются в десятки и даже сотни миллиардов рублей. К сожалению, мы не можем контролировать действия наших работодателей. Поэтому о том, насколько они нечистоплотны, можем узнать, только выйдя на заслуженный отдых. Как это и произошло с заявителями в КС.

Люди эти решили, что они не должны страдать от действий работодателей и от того, что государство не может их защитить. Ведь ответственность за то, чтобы работодатели вовремя и в полном объеме перечисляли деньги в Пенсионный фонд, лежит как на самом фонде, так и на налоговых органах. "Нужны такие рычаги, которые заставят руководителей отвечать за допущенную халатность. Почему работники должны испытывать унижение?" - объяснил свою позицию Анатолий Докукин.

Усилия заявителей не прошли даром. Во вторник КС поддержал рассерженных пенсионеров и признал неправомерной практику, когда в страховой стаж не включаются периоды, во время которых работодатель не перечислял взносы в Пенсионный фонд. И впредь пенсионеры имеют право на перерасчет стажа. До того момента, пока Госдума не внесет необходимые поправки в законодательство, компенсировать потери должно государство за счет средств федерального бюджета.

Постановление КС вступило в силу во вторник и является нормативом прямого действия. И на восстановление справедливости могут рассчитывать все, кто пострадал по вине недобросовестных работодателей. К сожалению, закон обратной силы не имеет, поэтому уже понесенные потери вам не компенсируют. Зато можно сделать перерасчет на будущее. Для этого начиная со среды, вооружившись публикацией постановления (а оно должно быть опубликовано в среду), нужно отправиться в отделение Пенсионного фонда и написать заявление. Если у вас откажутся его принять, то смело отправляйтесь в суд. На этот раз - не Конституционный, а в обычный. После постановления КС положительное решение вам гарантировано.

Источник: Газета ИЗВЕСТИЯ

09.07.07 Цены на продукты растут быстрее инфляции

Цены на продукты растут быстрее инфляции

Анна Каледина

Когда объявляют официальные данные по инфляции, то ничего кроме недоумения они не вызывают. Все мы ходим по магазинам и видим, как растут цены. Кошелек пустеет все стремительней, а на "бумаге" инфляция год от года падает. Очень показательной в этом смысле стала прошлая неделя. Нам сообщили, что за июнь цены выросли на 1%. Для лета показатель высокий, но не смертельный. Но в то же время стоимость самого минимального набора продуктов за июнь увеличилась на 4,8%, а с начала года - на 13,1%. Вот и объяснение нашему недоумению. Ведь в среднем наше население тратит до трети своих доходов на еду. Малообеспеченные люди - и вовсе половину. Вот и получается, что инфляция - у каждого своя.

Статистика - наука если и не лживая, как это принято считать, то лукавая уж точно. Взять хотя бы инфляцию. Когда правительство говорит о ней, то подразумевает некий индикатор, который должен демонстрировать стабильность (или ее отсутствие) и экономическое состояние в стране. Подсчитали в среднем - вроде все не так уж плохо. А если инфляция выбивается из-под контроля, то укрепили рубль, и все выглядит на "бумаге" вполне удобоваримым.

Но жизнь - это вам не статистика. В магазинах мы ведь не по "бумажным" ценам расплачиваемся, а по реальным. Казалось бы, инфляция должна больше всего сказываться на потребителях дорогостоящих товаров. Так-то оно так, но согласитесь, что если человек может купить яхту за $1 млн, то и цена в $1,002 млн его тоже не отпугнет. Другое дело, если люди сводят концы с концами, а тут еще и продукты дорожают не по дням, а по часам. Когда денег мало, то любой рост цен - вопрос выживания. Особенно когда стоимость продуктов увеличивается темпами, опережающими инфляцию. Например, в июне стоимость самого минимального продуктового набора выросла почти в 5 раз больше, чем инфляция. Только чтобы не умереть с голоду, россияне в июне должны были потратить на еду хотя бы 1666,3 рубля (в Москве - 2020,3 рубля).

Положение усугубляется и тем, что средний россиянин тратит на покупку еды 33% своих доходов. И чем менее обеспечен человек, тем больше у него в структуре трат занимает продовольствие. Так, пенсионерам с учетом повышения цен в июне на еду придется расходовать уже 56% своих доходов. То есть их личная инфляция за июнь как раз не 1%, а все 5%, а то и больше. Ведь на разные продукты цены росли неоднородно. Больше всего увеличилась стоимость плодоовощной продукции (на 12,2% - в июне и 38,6% - с начала года), которая является основой рациона небогатых граждан.

Причем рост цен на некоторые виды продовольствия просто оказался за гранью добра и зла. Скажем, овощи стали дороже на 22,3%. Причем цены на капусту выросли на 35,3%, морковь - на 30,5%. Куриные окорочка подорожали на 3,1%, мука, отдельные виды хлеба, крупы, горох, фасоль - на 1-1,7%.

То есть больше всего рост цен затронул именно рацион небогатых россиян. И тут очень важно отметить один момент. Все пособия, пенсии и социальные выплаты индексируют у нас исходя из официального показателя инфляции. Но если малообеспеченные люди основную часть доходов тратят на еду, темпы роста цен на которую опережают инфляцию, то почему бы не рассчитывать компенсацию по этому показателю?

По индексу "Биг Мака" доллар должен стоить 15 рублей

Хотя рубль продолжает укрепляться, до справедливой оценки его стоимость еще очень и очень далека. Такой вывод можно сделать из очередного индекса "Биг Мака" британского журнала The Economist. Это издание с 1986 года оценивает стоимость известного гамбургера в различных странах, сравнивая реальную покупательную способность валют. За последний год стоимость "Биг Мака" в нашей стране выросла на 14,7%, в США - на 10%, до $3,41. При этом разница между ценой нашего гамбургера и американского сократилась с 42,9 до 40,5%. Специалисты британского журнала сделали вывод, что реальный курс российской валюты равен 15 рублям за доллар.

Источник: Газета ИЗВЕСТИЯ

09.07.07 Отверточный автопром

Отверточный автопром

Российские автомобили проигрывают иномаркам

Олег Гладунов

Опубликовано в "Российской газете" (Центральный выпуск) N4408 от 9 июля 2007 г.

В первом полугодии российский рынок автомобилей вырос на 51 процент в денежном выражении. Количественный рост продаж автомобилей составил 28 процентов. Однако он прирастает в основном за счет иномарок.

За первые полгода продажи отечественных автомобилей снизились на 23 процента, а россияне впервые потратили на них меньше, чем на новые иномарки. Такие данные содержатся в исследовании российского автомобильного рынка компании PwC. По итогам первого полугодия, доля новых иномарок, купленных россиянами, в денежном выражении достигла 78 процентов. А российские автопроизводители потеряли 7 процентов рынка, продав на 86 тысяч автомобилей меньше, чем в первой половине 2006 года. По мнению экспертов, это объясняется сближением цен "Лады" и "Волги" с их главными конкурентами - иномарками отечественной сборки. Они считают, что в следующем году "отверточные" иномарки могут перегнать российские автомобили и по количеству.

По прогнозу экспертов, в 2007 году в России будет собрано около 450 тысяч иномарок, а к действующим заводам по их "отверточной" сборке прибавится еще как минимум пять. Toyota, Nissan и GM уже строятся под Санкт-Петербургом, Volkswagen - в Калужской области, Suzuki собирается приступить к стройке в 2008 году, Peugeot-Citroёn выбирает площадку для строительства, а китайская Great Wall ведет переговоры о промышленной сборке.

Тем временем, по оценкам экспертов PwC, к 2011 году объем продаж легковых автомобилей в России может вырасти более чем вдвое - с 45 до 96 миллиардов долларов. Правда, для этого необходимо выполнение трех условий: рост доходов населения, увеличение доли автомобилей, продающихся в кредит с 25 до 50 процентов, и средняя цена автомобиля - не более 20 тысяч долларов. Кроме того, по оценке компании, указанный результат будет достигнут, если половина стоимости приобретенных автомобилей будет формироваться из собственных средств покупателей, а половина - за счет автокредитов.

Между тем, как отмечают эксперты, за последние 5 лет средняя цена автомобиля увеличилась с 7,5 до более 17 тысяч долларов, что произошло из-за изменения структуры рынка - в пользу покупок дорогостоящих машин. Однако сейчас процесс реструктуризации практически завершен, поэтому к 2011 году средняя цена автомобиля не превысит 20-22 тысяч долларов.

Снижающее влияние на цену автомобиля оказывают: ослабление доллара, увеличивающаяся конкуренция среди производителей и развитие производства иномарок российской сборки, а также экспансия дешевых, особенно китайских автомобилей. А повышают цену такие факторы, как рост инфляции, увеличение доли иномарок, вытеснение дешевых российских автомобилей, увеличение в продажах доли качественных, дорогих машин и рост доходов населения.

В первом полугодии в России было продано 510 тысяч импортных автомобилей на 13,2 миллиарда долларов и 205 тысяч иномарок российского производства - на 2,8 миллиарда долларов, импортировано 150 тысяч подержанных автомашин - на 2,2 миллиарда долларов. А отечественных автомобилей продано 300 тысяч - на 2,4 миллиарда в долларовом эквиваленте.

09.07.07 "Свинство" по-московски

"Свинство" по-московски

Столица может обеспечить себя мясом, молоком, зерном и овощами

Ольга Игнатова

Опубликовано в "Российской газете" (Центральный выпуск) N4408 от 9 июля 2007 г.

Год от года москвичи едят все больше. Но если раньше они в основном налегали на продукты, которыми можно быстрее утолить голод, то теперь столичные жители придирчиво рассматривают каждую упаковку йогурта или этикетку на круге колбасы: "Нет, эта не годится, здесь слишком много крахмала, а здесь красителей", - слышишь в одном случае. "Ой, а вы только посмотрите, сколько здесь калорий!" - говорят в другом.

Надо же столице ни много ни мало, а 30 тысяч тонн продовольствия только на одни сутки. Не допустить перебоев ни зимой, ни летом в обеспечении качественными продуктами - задача департамента продовольственных ресурсов. Разработана и действует утвержденная в прошлом году специальным законом система обеспечения продовольственной безопасности города Москвы. Голод москвичам и раньше не грозил. Корреспондент "РГ" побеседовал с его руководителем - министром столичного правительства Александром Бабуриным, который, начиная с минувшей пятницы, хоть и находится в отставке, но по распоряжению мэра продолжает исполнять свои обязанности, - Москва даже на период формирования нового городского правительства на голодовку не согласна.

Российская газета: Александр Иванович, правда ли, что меняется структура питания москвичей?

Александр Бабурин: Правда. Например, они все меньше едят хлеба, зато больше мяса. Первый признак повышения благосостояния.

РГ: В Москве кругом - сплошь асфальт, а она вдруг занялась реализацией проекта поддержки АПК. Зачем ей это нужно?

Бабурин: С 2004 года создает агрохолдинги, которые должны обеспечивать ее основными видами продовольствия. Их сейчас 22. Расположены они в 14 регионах Центрального федерального округа, а также в Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области и даже в Казахстане. Каждый из агрохолдингов объединяет несколько предприятий. Как правило, во главе стоит пищевой или перерабатывающий комбинат, оптовое предприятие. Вот, например, хладокомбинат "ИКМА" занимается производством по выращиванию свиней и производству молока в Ярославской области, а мяса птицы - в Пензенской области. Там производится продукция, а в Москве реализуется. Столица помогает комбинату предоставлением льготных кредитов.

Крупные холдинги объединяют до десятка предприятий. В Подмосковье они выращивают картофель и овощи. Постепенно их сфера деятельности расширяется - они тоже начали заниматься и животноводством, и выращиванием зерновых. Такую модель столица первая сформировала. Конечно же, не весь урожай холдинги везут в Москву, часть продукции остается на местах, для собственных нужд.

РГ: Значит, столица и регионам помогает?

Бабурин: Конечно же. Помогает прежде внедрить современные технику и технологии, организовать дополнительные рабочие места, обеспечивая тем самым поступление в местные бюджеты больше налоговых поступлений. Приведу лишь несколько цифр. В московских агрохолдингах 471 тысяча голов свиней. Больше имеется только у десяти российских регионов. Площадь обрабатываемой московскими агрохолдингами пашни за три последних года расширилась в 2,6 раза и составляет 557 тысяч гектаров. Это сопоставимо с Владимирской, Ивановской, Костромской, Новгородской областями. Тем не менее полностью обеспечить себя всеми необходимыми продуктами питания Москва никогда не сможет. Но зерном, мясом, овощами и молоком - обязана. Подсчитано: к 2010 году агрохолдинги должны давать не менее 86 процентов необходимого городу зерна, 22 процента мяса и мясопродуктов, 17 процентов молока и молочных продуктов, 15 процентов крупы, 8 процентов растительного масла, 6 процентов рыбы, 20 процентов творога. Всего же, по нашим прогнозам, в 2009 году объем поставок агрохолдингов в Москву составит 1,9 миллиона тонн. К этому времени они должны появиться уже в 26 регионах РФ.

РГ: Сокращается продовольственная зависимость российской столицы от заграницы?

Бабурин: Разумеется. Сейчас импорт в общем объеме реализуемых в столице продуктов составляет 30 процентов. Но это по кругу. А если брать отдельные виды, то тут все по-разному. Мяса, например, пока больше импортного, чем отечественного. Масла приблизительно пополам. Но постепенно положение выправляется.

РГ: Но все-таки в городе продается очень много импортных фруктов и овощей. Понятно, бананы и ананасы у нас не вырастишь, но яблоками и грушами-то своими почему нельзя обеспечить москвичей?

Бабурин: Можно, но на это уйдет лет десять. Не стоит все-таки забывать, что наши хозяйства расположены в зоне неустойчивого земледелия. Каждый четвертый-пятый год может оказаться критическим: нагрянут ранние или поздние заморозки, засуха... Нужны технологии. Я тут недавно узнал, что минус 3-5 градусов по Цельсию цветущие яблони, например, вполне могут выдержать. Просто надо сверху опрыскивать. Для того чтобы мельчайшая дисперсная влага мороз отобрала. Нам все время говорили: давайте, разводите костры, дымите, чтобы спасти будущий урожай. Разве можно сад в тысячу гектаров задымить! А вот простые душевые установки могут спасти деревья от заморозков.

РГ: Какие продукты Москва в наши дни закупает на бюджетные деньги?

Бабурин: Шестнадцать наименований. Сроки хранения разные: зерно можно заложить на четыре года, овощи и фрукты - сезон (с сентября по июнь). Благодаря этому удается гарантированно обеспечить бюджетную сферу. Вместе с тем наличие запасов придает продовольственному рынку стабильность, предсказуемость.

РГ: Так что если вдруг продукты из магазинов исчезнут, москвичи с голода не умрут?

Бабурин: Я больше скажу: теперь Москве даже временные перебои с поставкой одного какого-нибудь продукта маловероятны. Наличие продовольствия в городе находится под непрерывным контролем. Ни на день не прерывается работа информационно-аналитической системы, которая в режиме реального времени показывает специалистам положение вещей на оптовом продовольственном рынках столицы. Необходимые решения могут быть приняты и принимаются незамедлительно.

РГ: Кто же контролирует качество продуктов?

Бабурин: Роспотребнадзор и другие контролирующие органы.

Потребление основных видов продуктов питания на душу населения в Москве (2006-2007 гг.)

Мяса - 79-82 кг/год (норма потребления - 90 кг/год)

Овощей и бахчевых - 95-96 кг/год (норма - 146 кг/год)

Фруктов и ягод - 76-78 кг/год (норма - 80 кг/год)

Масла животного - 4,9-5 кг/год (норма - 6,2 кг/год)

06.07.07 Наступает новая эпоха

Наступает новая эпоха

Сергей Караганов, декан факультета мировой экономики и мировой политики ГУ - ВШЭ

Опубликовано в "Российской газете" (Федеральный выпуск) N4407 от 6 июля 2007 г.

Коренная черта прошедшей "постхолодновойновой эпохи" - экономическое и идеологическое торжество либерально-демократического капитализма и, прежде всего США: воплощения этой модели, перераспределение ресурсов - людских, экономических, финансовых - в пользу стран, придерживавшихся этой модели, и их корпораций.

Первые внешние проявления НЭ появились еще в 90-е годы, когда любые попытки России прекратить паническое отступление, вызванное развалом СССР, объявлялись "неоимпериализмом".

Но в последние год-два критика перешла на новый уровень.

Россию в последние месяцы окончательно выписали из списка демократических держав, объявив полностью авторитарной державой. Это было бы совсем грустно, если бы в списке демократий не значились, в том числе и гораздо более политически отсталые государства с весьма репрессивными режимами, отличающимися, правда, готовностью следовать в фарватере США или других старых западных государств. Но само списывание России - важный показатель.

Еще больше настораживает упрощение критики до уровня по некоторым показателям худшего, чем в годы "холодной войны". Тогда коммунизм и его лидеры подавляли в принципе хороший народ. Теперь виноват не только Путин, но и вся Россия. А любой критик и противник российского президента и Кремля автоматически становится демократом и другом Запада. Верх берет лукавая логика, международная дискуссия сталкивается к парадигме: свой-чужой. Мы это уже проходили.

Россия - не единственный объект пропагандистской атаки. Таким в конце 1990-х и на рубеже веков был Китай. В Вашингтоне даже публично рассуждали о целесообразности сделать из этой страны официального врага "номер один", проводить против него политику "сдерживания". Но потом открыто враждебной политики испугались.

Россия начала участвовать, отвечать, иногда даже и захватывая сомнительное первенство в этой словесной перепалке. У нас всегда было немало слоев политикообразующего класса больных клиническим антиамериканизмом. Желание всегда ответить, да похлеще, питается и неизжитым историческим комплексом слабости, уязвимости, многократно усиленным геополитическими поражениями 90-х годов, страхом отсталых групп элиты перед успешными и конкурентоспособными соседями.

Внешним признаком НЭ является не только усиление риторической конфронтации. Начался переход и к практическим действиям. Попытавшись выторговать у России политические и иные уступки обещанием вступления в ВТО и не получив их, старый Запад плотно закрыл пока для России возможность вступления. Из-за нежелания приструнить, а даже и подзадоривания польского режима оказалось заблокированным начало переговоров по выработке нового соглашения Россия - ЕС.

Жесточайшая спешка в попытках добиться признания независимости Косово выглядит как стремление консолидировать взятое на развалинах "холодной войны" и сохранить логику и политическую инерцию 1990-х, когда Россия вынуждена была делать вид, что соглашается.

Наконец, почти невозможно объяснить развертывание систем ПРО в Центральной Европе иначе как либо тупым желанием обеспечить продолжение финансирования этой малоэффективной и теряющей в Америке поддержку системы и поугрожать России, либо более изощренным стремлением ремилитаризировать европейскую политику, внести в нее структурный раздражитель, постоянно порождающий недоверие и конфронтацию.

Россия начинает отвечать и иногда вольно или невольно подыгрывать. В ответ на планы по развертыванию ПРО Москва пообещала выйти из Договора по ракетам средней и малой дальности. Было заявлено, что элементы ПРО станут целями для российских ракет.

Не буду удручать читателя дальнейшим перечислением взаимных упреков и недружественных действий. Пока новое противостояние только развертывается. Чтобы понять, как ему противодействовать и не допустить его разрастания, попытаюсь разобраться в его причинах.

Основной вывод из анализа риторики и действий последнего времени: США и часть традиционного Запада пока оставили надежды превращения России в дружественное государство, на его интеграцию. Наметился переход к политике "неосдерживания", хотя оно будет не таким, как раньше.

Но и Москва поняла, что она не хочет и не может интегрироваться с традиционным Западом на предлагавшихся до недавних пор условиях - своего рода интеграция без права голоса. Москва начала менять правила игры или, по крайней мере, перестает играть по старым, сложившимся в девяностые годы правилам.

Наиболее очевидная внешняя причина наступления НЭ - усилившаяся готовность и способность Москвы отстаивать свои интересы так, как она понимает их ныне, которая стала особо неприятной для политических классов стран традиционного Запада из-за выработанной вредной привычки к слабой и безвольной России.

Можно было бы рассчитывать, что неприятие быстро пройдет с приспособлением партнеров к новой реальности. Но его причины глубже. Они вызваны ослаблением внешнеполитического веса ведущих европейских стран, подчеркнувшим неэффективность попыток формирования единой внешней политики, проводящейся по низшему "общему знаменателю", когда условная Варшава может блокировать Берлин, Париж и Рим.

Не устану при этом повторять, что констатация кризиса и слабости нынешней Европы не может и не должна затмевать уважения, восхищения и даже благодарности европейцам, которые совершили подвиг и через интеграционный проект преодолели многотысячелетнюю ужасную историю и традицию государственного национализма, самоубийственных войн, только в ХХ веке унесших под сто миллионов жизней, породивших фашизм и коммунизм.

США, казавшиеся в 90-е годы самому Вашингтону и многим в мире обреченным на единоличное лидерство и даже гегемонию, резко обессилили себя, ввязавшись в иракскую авантюру. Она показала относительную внешнеполитическую неэффективность американского военного превосходства, восстановила большую часть мира против Америки, связала ей руки. Был нанесен ужасающий ущерб "мягкой мощи" США - привлекательности американской модели политического и экономического развития. Иракской ошибкой Вашингтон нанес себе ущерб похуже вьетнамского. Тогда, по крайней мере, значительная часть населения и правящих элит мира поддерживала цель войны - борьбу с коммунизмом. Сейчас США не поддерживает почти никто.

Особенно беспокоит европейские и американские элиты энергетическое усиление России. Хотя и частично, по разным причинам. Европейцев - из-за растущего ощущения их зависимости и уязвимости от внешних энергопоставок. К тому же зависимость Европы от российских энергоресурсов, согласно большинству прогнозов, будет только возрастать.

Ощущение зависимости было усугублено отказом Москвы от предоставления западным компаниям контроля над российскими месторождениями, пересмотром ряда соглашений (явно кабальных, если не колониальных), заключенных в годы неразберихи и слабости - 1990-е. Это ощущение получило мощный импульс, когда стало ясно, что, несмотря на отчаянное давление европейцев, Россия подтвердила свой отказ ратифицировать Энергетическую хартию и протокол к ней, который обеспечивал бы свободный доступ к российским энергопроводам для всех поставщиков и потребителей.

Это нормальное различие в интересах могло бы быть преодолено к взаимной выгоде, если бы европейцы приняли предлагавшуюся им российским руководством историческую сделку - обмен доступа западных компаний к месторождениям и добыче на предоставление российским компаниям доступа к не менее выгодному распределению энергии в Европе. Был бы создан единый энергокомплекс Европы, который резко усилил бы всех, снял значительную часть опасений. Российское предложение официально отвергается, хотя отдельные сделки в рамках его философии и претворяются в жизнь.

США же невыгодно ни усиление России, ни создание ситуации единого энергетического комплекса Европы, конструктивной взаимозависимости, усиливающей обе стороны, но ослабляющей американское влияние - через уменьшение зависимости Европы от внеевропейских источников энергии.

А такая зависимость автоматически предполагает зависимость от США. Только они обладают политическими и военно-политическим возможностями (хотя бы теоретически) бороться за обеспечение доступа к ресурсам, пытаясь гарантировать его и получая за это политические дивиденды.

Ситуация до боли напоминает отчаянную борьбу, которую Вашингтон вел в конце 50-х - начале 60-х годов против сделки "газ - трубы". Тогда США проиграли, и экспортные газо- и нефтепроводы из СССР в Западную Европу были построены.

Борьба по энергетическому вопросу приняла столь острый характер из-за фундаментального, даже революционного, хотя и малозамеченного изменения в мировой экономике и политике, происшедшего за последние 8-10 лет. Оно одновременно привело к ослаблению общих мировых позиций традиционного Запада и росту его относительной энергетической уязвимости.

Если еще недавно большая часть энергоресурсов мира находилась во владении и под контролем западных компаний, то за короткий период ситуация изменилась на противоположную. Большая, если не подавляющая, часть мировых энергетических ресурсов за пределами Северной Америки и Европы находится во владении и под контролем национальных государств или их компаний. К тому же эти государства все явственнее идут по пути Венесуэлы, используя ресурсы в качестве опоры для антиамериканской независимой политики. Условия игры меняются на глазах. Эра "семи сестер", обеспечивавшая беспрепятственный доступ к энергоресурсам, которые почти постоянно относительно дешевели, перераспределения через этот механизм мирового ВНП заканчивается на глазах. Терпит поражение одно из главных направлений американской и западной политики последних 60 лет - обеспечение через контроль над энергодобывающими странами беспрепятственного доступа к дешевым энергоресурсам т.н. "третьего мира", где основная их часть и сосредоточена.

Россия же оказалась на острие этого нового перераспределения сил и влияния в мире, его своего рода символом.

В Москве многим кажется, что жесткая реакция Запада, тот политико-пропагандистский прессинг, которому Россия подвергается, вызван исключительно недовольством ростом самостоятельности российской внешней политики, усилением российской экономики, российского международного влияния. Данная оценка правильна лишь отчасти.

Важнейшая причина именно в слабости западных стран: США - из-за Ирака. Европы - из-за кризиса роста ЕС, а также из-за "революции" в энергетической области.

Давление является не столько атакой на Россию, сколько контратакой с целью не допустить дальнейшего ослабления своих позиций, а по возможности и отыграть их. Эта контратака является одной из главных, конституирующих черт "новой эры". Тут России немного не повезло. Она оказалась символом изменений и очутилась на передовой линии огня.

К тому же на поверхность вышло еще одно изменение картины мира, потенциально еще более ослабляющее позиции традиционного Запада. В последние месяцы вышла серия публикаций, и число их будет множиться, указывающих на то, что в мире развертывается борьба между двумя моделями развития - либерально-демократическим капитализмом традиционного Запада и авторитарным капитализмом. Раньше на успех последней модели пытались не обращать внимание. Быстрый прогресс стран Юго-Восточной Азии, Южной Кореи мог казаться не правилом, а исключением. Но ударный рост Китая, несмотря на давние (почти два десятилетия) предсказания коллапса, не позволяет больше заниматься эскапизмом.

После победы капитализма либерально-демократического толка в "холодной войне" показалось, что эта победа окончательна. Через 10-15 лет выяснилось, что соревнование не окончено. Начало формироваться понимание, что существует и другая потенциально не менее привлекательная для стран бывшего "третьего мира" - большинства человечества - модель экономически эффективного и политически приемлемого для большинства людей авторитарного капитализма. Капитализм в отличие от социализма обеспечивает - пусть и неравномерный - рост благосостояния для большинства. А авторитаризм в отличие от тоталитарного коммунизма обеспечивает приемлемый уровень личной свободы для того же большинства. К тому же эксперты по-новому взглянули на историю и поставили вопрос об исторической перспективности такой модели. Теперь оказывается, что авторитарная Япония и фашистская Германия, а раньше страны "оси", проиграли Вторую и Первую мировые войны не из-за неэффективности моделей их развития, а потому, что они изначально были обречены: первый раз из-за пришедшей на спасение терпящих поражение европейских либеральных демократий экономической машины США, а во второй - из-за тоталитарного Советского Союза с его народом, готовым бороться до конца, несмотря на чудовищные жертвы.

Начало выясняться, что причиной победы либерально-демократической модели была, возможно, не демократия, а только капитализм. А демократия в жестком соревновании, и тем более в войне, может и проиграть.

История не дает определенного ответа, является ли авторитарный капитализм стадией развития на пути к более либеральной модели. Надеюсь, что это так. Хотелось бы не только большего благосостояния, но и большей свободы для своей страны и ее граждан.

Но как бы то ни было, либерально-демократические триумфаторы увидели, что они начинают терпеть еще одно - пусть, может быть, и временное - поражение.

Его восприятие не может не быть обострено гонимыми от себя, но известными всем, кто хочет думать и читать, фактами. Нападение на Ирак ради распространения демократии усилило противоположные политические силы, ослабило мировые позиции не только США, но и всех западных демократий, привлекательность демократии в целом.

Соревнование в моделях - это не просто борьба за ощущения морального превосходства. Победа модели в конечном итоге означает перераспределение людских и всех иных ресурсов в пользу государств, олицетворяющих ту или иную модель. С конца 80-х по начало первого десятилетия нового века происходило гигантское перераспределение ресурсов в пользу США, старой Европы. Теперь процесс остановился и может пойти вспять.

Существенным ударом по идее всепобеждающей либеральной демократии явилось поражение де-факто большинства частично импортированных и "цветочных революций" в странах бывшего СССР. Киргизия погружается в беспробудный хаос и регресс. Украина находится в политическом хаосе, хотя, я полагаю и надеюсь, имеет шансы на выход из него. Плохо дело с демократией и в ряде других регионов. Весьма демократические выборы в Палестине повергли страну в гражданскую войну. Запылал вполне демократический Ливан. Расположенная рядом авторитарная Сирия довольно успешно развивается.

Несмотря на свою неприятную для многих просвещенных русских модель развития, страна восстанавливает, хотя очень медленно, магнетизм для многих среднеразвитых обществ и стран. Сам, не без удивления и не раз, убеждался в этом. Суверенной, растущей, мирной, лучше управляемой России хочется подражать многим обществам, уставшим от нищеты, хаоса, неопределенности.

Неплохо зная движущие силы российской политики, я в последние годы не мог понять западных обвинений в русском экспорте авторитаризма. Уж чем-чем, а экспортом социально-экономических моделей современное сверхпрагматичное российское руководство заниматься не будет. Но экспорт, видимо, все-таки идет потому, что Россия начала показывать постсоветским и развивающимся странам возможность жить не только по модели зависимого либерально-демократического развития Центральной и Восточной Европы.

И главное. Если Россия будет успешной, многократно усилится привлекательность и международный вес Китая, считающегося в США главным соперником.

Россия - ключевое государство с точки зрения соревнования политических, социально-экономических моделей, для мирового политического и военно-политического баланса - историей выталкивается в центр новой конкурентной борьбы - между либерально-демократической и авторитарной моделями капитализма.

Недоверие к авторитарной модели развития и объясняет во многом подозрительность европейцев к российской энергетической политике. Авторитарному государству легче манипулировать своими активами, в том числе энергетическими, во внешнеполитических целях. В этом смысле демократия удобнее. Она менее приспособлена для такого манипулирования.

Ветер геополитической удачи по-прежнему дует в российские паруса. Но отсидеться не удается. Россия оказывается в эпицентрах сразу двух новых соревнований, которые во многом будут определять будущее мира.

Это соревнование между традиционным Западом и энергопроизводящими странами за контроль над энергоресурсами. И между моделями либерально-демократического капитализма и авторитарного капитализма. И это на фоне того, что Россия уже находится еще на трех разломах - между радикальным исламом и христианской цивилизацией, между богатыми и бедными, между Европой и Азией.

И эти разломы происходят на фоне углубления нынешнего витка глобализации. Он, как известно, характеризуется ростом финансовой и экономической взаимозависимости, прогрессирующим выходом экономических процессов из-под контроля относительно слабеющих национальных государств. И главное - информационно-медийной революцией, приводящей к беспрецедентной информационной и политической активизации многомиллиардных масс. Что в принципе открывает возможности как для демократизации, так и охлократизации мира. А угроза последней будет воспроизводить авторитаризм как внутри государств, так и в отношениях между ними.

Добавление к глобализации информационной революции, вызванному ею пробуждению масс, к падению управляемости процессами в области международной безопасности, их хаотизации, к старым разломам между исламом и христианством, между Европой и Азией, между богатством и бедностью и еще двух соревнований - за энергетические ресурсы и между двумя моделями капитализма и составляет, во всяком случае для России, содержание Новой эпохи.

НЭ требует во многом качественно иной политики и качественно другого понимания резко усложняющегося мира.

По многим признакам НЭ, как и эра господства победившего либерально-демократического капитализма, является переходной к какой-то другой фазе развития мира. О том, как вести себя России в НЭ, - в одной из следующих статей.

05.07.07 Здесь будет город-сад

Здесь будет город-сад

Государство возьмет у бизнеса школу в долг

Ирина Невинная

Опубликовано в "Российской газете" (Федеральный выпуск) N4405 от 5 июля 2007 г.

22 города-спутника будут построены "с нуля" вблизи крупных городов. Точный график реализации этих инвестиционных проектов будет подготовлен в течение двух месяцев. Об этом сообщил вчера руководитель Росстроя Сергей Круглик на совещании с руководителями инвестиционных и строительных компаний, победивших в конкурсном отборе проектов.

Кроме представителей стройбизнеса на совещание в федеральном агентстве были приглашены энергетики и газовики. Строительство новых жилых массивов сопряжено с определенными проблемами. Во-первых, в ряде регионов энергоресурсы в дефиците, и предстоит решать, как обеспечить новые города электроэнергией, газом, теплом. Во-вторых, поскольку строительство начинается, по сути, "в чистом поле", понадобится и строительство необходимой инфраструктуры - линий электропередач, водоводов, тепло- и газосетей.

Если со строительством дорог вопрос решен - финансироваться оно будет из федерального бюджета, то за чей счет и на каких условиях будет возводиться вся прочая инфраструктура, еще предстоит определиться. Консультации по каждому из региональных проектов начнутся в ближайшие дни. А через два месяца со всеми инвестпроектами должна быть уже полная ясность: каковы возможности и потребности в каждом конкретном случае.

Параллельно решается и проблема финансирования социальных объектов - школ, магазинов, медицинских учреждений, спортивных комплексов. Это могут быть и частные, и муниципальные объекты, считают в Рос-строе. Во втором случае финансирование должно осуществляться за счет муниципальных и региональных бюджетов. Но поскольку строительства такого масштаба постреформенная Россия еще не знала, ясно, что одномоментно бюджетная нагрузка может оказаться слишком велика. Поэтому Сергей Круглик предложил такую схему: бизнес строит, к примеру, школу и затем передает ее в концессию муниципалитету, а тот расплачивается с инвестором в течение нескольких лет. Поскольку государство поддерживает эти бизнес-проекты, взяв на себя погашение процентных ставок по кредитам, такая концессионная модель может работать вполне эффективно. Во всяком случае, ни одного возражения по этому предложению у участников совещания вчера не прозвучало.

Справка "РГ"

Где будут построены новые города-миллионники?

Москва - Московская область - "Рублево-Архангельское", "Большое Домодедово", микрорайон в районе Калужского шоссе (проект А-101).

Санкт-Петербург - "Славянка", Выборгский район и "Конная лахта",

Ленинградская область - новый населенный пункт в районе пос. Усть-Луга - дер. Краколье (Кингисеппский район),

Костромская область - "Городец",

Липецкая область - г. Романово,

Пензенская область - "Терновка",

Брянская область - "Старый аэропорт",

Амурская область - "Северный" район Благовещенска,

Калужская область - "Заовражье",

Кемеровская область - город-спутник Кемерово "Лесная поляна",

Омская область - "Новая Чукреевка",

Татарстан - "Прибрежный и XVIII",

Самарская область - "Волгарь",

Свердловская область - "Академический", "Зеленая долина",

Ставропольский край - Район "Южный" в Минеральных Водах,

Ульяновская область - микрорайон "Запад-1",

Чувашская Республика - "Новый город".

05.07.07 Роснанотех как вершина пирамиды и ее опора

Роснанотех как вершина пирамиды и ее опора

Госдума приняла законопроект о создании корпорации нанотехнологий

Александр Смоленцев

Опубликовано в "Российской газете" (Федеральный выпуск) N4405 от 5 июля 2007 г.

Вчера депутатами Госдумы принят в третьем чтении закон "О Российской корпорации нанотехнологий" (Роснанотех). В законодательное поле нашей страны впервые вводятся такие понятия, как "нанотехнологии" и "наноиндустрия".

Закон устанавливает правовое положение, цели и принципы создания новой структуры, порядок управления ее деятельностью, условия реорганизации и ликвидации. Как и ранее созданные госкорпорации в авиа- и судостроении, Российская корпорации нанотехнологий нацеливается прежде всего на реализацию единой государственной политики в этой важной и, судя по прогнозам ученых, многообещающей сфере. Впечатляет и заявленное госфинансирование корпорации - 130 миллиардов рублей.

По словам вице-спикера Госдумы Владимира Пехтина, который прокомментировал журналистам принятие нового закона, "внедрение нанотехнологий - это не дань моде, а вопрос конкурентоспособности российской продукции в мире". Он отметил, что у России есть все условия для энергичного развития в этом направлении. А по экспертным оценкам, на которые сослался Пехтин, в ближайшее десятилетие годовой объем рынка нанотехнологий в мире составит по наноматериалам около 9 триллионов рублей, в электронике - около 7,5 триллиона, в энергетике - 1,1 триллиона рублей.

"Чрезвычайно важным" для России считает принятый вчера закон и спикер нижней палаты Борис Грызлов. Он выразил уверенность, что и Совет Федерации рассмотрит его без промедления - до начала летних отпусков. Как пояснили "РГ" в думском Комитете по образованию и науке, принятый законопроект относится к актам прямого действия и предусматривает создание, наряду с ныне существующими федеральными министерствами, агентствами и службами, четвертого уровня госуправления - когда министерские, по сути, полномочия дополняются правами хозяйствующего субъекта.

При реализации федеральных целевых и иных программ в сфере нанотехнологий корпорация будет выступать в качестве государственного заказчика. При этом она разместит банковский счет в ЦБ РФ и получит право открывать иные банковские счета на территории РФ и за ее пределами. Имущество корпорации, как следует из закона, формируется "за счет имущественного взноса РФ, доходов, получаемых от деятельности, добровольных имущественных взносов и пожертвований, а также за счет других законных поступлений, и является собственностью корпорации".

На новую структуру не распространяется закон о несостоятельности (банкротстве). Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность корпорации. Контроль за ее деятельностью сводится к ежегодному представлению в правительство РФ годового отчета, аудиторского заключения и заключения ревизионной комиссии.

Особо оговорен порядок кадровых назначений. Генерального директора корпорации назначает на должность и освобождает от должности исключительно президент России. Персональный состав наблюдательного совета, куда делегируют своих представителей президент, правительство и обе палаты парламента, утверждает правительство.

прямая речь

Михаил Ковальчук, директор РНЦ "Курчатовский институт", заместитель председателя Совета по нанотехнологиям при правительстве РФ:

- Для того чтобы обеспечить нашей стране лидерство в новом постиндустриальном мире, необходимо выработать стратегию создания и развития национальной наноиндустрии и объединить усилия государства, научного сообщества и бизнеса для ее реализации. Проект подобного масштаба должен иметь продуманную и четко функционирующую схему, некое организующее ядро, которым может быть научная организация национального масштаба. Например, Российский научный центр "Курчатовский институт" был ядром атомного проекта, и по сей день благодаря этому сохранилась уникальная научно-техническая база атомной отрасли.

Можно с уверенностью сказать, что есть междисциплинарный центр, который может играть роль научного интегратора - головного центра по организации, координации работ, анализу, мониторингу, подготовке кадров в пилотном проекте. В дальнейшем должна быть создана под эгидой единого центра сеть головных организаций по направлениям работ.

05.07.07 Верховный займется штрафами

Верховный займется штрафами

Жалобы даже на сторублевый штраф могут теперь попасть на рассмотрение в высшую судебную инстанцию

Владислав Куликов

Опубликовано в "Российской газете" (Федеральный выпуск) N4405 от 5 июля 2007 г.

Вчера Верховный суд внес в Госдуму законопроект, который позволит защитить права всех, кто был несправедливо оштрафован гаишником, пожарным или любым другим инспектором.

Виктора Овчинникова признали виновным в дорожном происшествии и оштрафовали на 300 рублей. Доказывая свою правоту, гражданин дошел до Конституционного суда, который и обнаружил пробел в законах. По требованию высшей судебной инстанции Верховный суд провел работу над ошибками.

Административное правонарушение не уголовщина, конечно. Скажем, человек клумбу вытоптал, бранно обругал кого-то или припарковался в неположенном месте. Все это некрасиво, но на уголовную статью не тянет. Однако и административные наказания бывают такие, что мало не покажется: и штраф, и лишение водительских прав, и даже пятнадцать суток ареста. А вот как быть, если человек не виноват, но на него составили протокол?

Теоретически остановить произвол инспектора должен мировой судья, но если и он не разглядел ошибки, то поправит кассационная инстанция. Однако в жизни так бывает не всегда. Человеку приходится платить, а то и сидеть, как говорится, ни за что. Возможно, что и штраф-то мелочь, но ведь обидно и неприятно.

Шанс доказать свою невиновность есть и после того, как гражданин расплатился или отсидел 15 суток. Надо достучаться до вышестоящих судебных инстанций.

Для этого существует институт надзора. Когда речь идет об уголовных преступлениях или рассмотрении гражданских дел, процедура давно отработана. Однако административные нарушения как бы выпадали из надзора, поскольку его порядок не был прописан в законах.

Надзорное производство призвано обеспечить исправление судебных ошибок путем пересмотра вступивших в законную силу судебных актов, - пояснили в Верховном суде РФ. - Чтобы исходя из принципа справедливости гарантировать право на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина.

Кодекс об административных правонарушениях, конечно, и сейчас предусматривает возможность пересмотра вступивших в законную силу постановлений по делу об административном правонарушении, решений по жалобам и протестам. Загвоздка в том, что в нем не расписаны порядок рассмотрения жалобы и протеста, а также другие существенные для процедуры вопросы. Если законодатели поддержат законопрект, эти недостатки будут устранены.

04.07.07 Алкоголики до 16 и младше

Алкоголики до 16 и младше

Ведомство Юрия Чайки занялось подростковым пьянством

Андрей Шаров

Опубликовано в "Российской газете" (Федеральный выпуск) N4404 от 4 июля 2007 г.

Детская наркомания и алкоголизм в России приняли угрожающие размеры, проблема требует вмешательства законодателей. Такой вывод сделали в Генпрокуратуре, подведя итоги масштабной проверки по стране.

Подростки сегодня пьют, колются, нюхают и глотают всякую дрянь наравне со взрослыми. Причем не столько по квартирам, где их могут застукать родители, а в подвалах, на улице, в парках, на дискотеках и даже в общественном транспорте. Припозднившийся тинейджер с бутылкой пива в метро сегодня уже не вызывает удивления.

Правоохранительные органы бесстрастно фиксируют губительную для российского генофонда статистику. За год количество случаев, когда милиционерам или наркополицейским приходилось составлять административные протоколы на детишек под кайфом, увеличилось более чем в два раза. Причем не только потому, что правоохранители стали работать эффективнее.

С пьянством ситуация на первый взгляд лучше. И цифры куда оптимистичнее. Наблюдается хотя и маленькая, но позитивная динамика. В 2006 году за дружбу с "зеленым змием" задержанных оказалось на 2 процента меньше, нежели годом раньше. Однако в Генпрокуратуре эти показатели восторга не вызывают.

- Прежде всего абсолютная цифра по-прежнему остается очень большой: в пьянстве замечено более 178 тысяч подростков. Кроме того, нужно учитывать и то обстоятельство, что численность детей в стране уменьшилась, а это значит, что положение дел практически не изменилось, - прокомментировала ситуацию начальник отдела по делам несовершеннолетних и молодежи Генпрокуратуры Марина Зайцева.

По ее мнению, сложившаяся ситуация прежде всего говорит о том, что так называемые административные меры ожидаемого эффекта в борьбе с детской наркоманией и алкоголизмом не дают. То есть приводы в милицию и разговоры по душам с инспекторами по делам несовершеннолетних на юных любителей кайфа не действуют. Что, в общем-то, и неудивительно. Тяга к наркотикам, как и к спиртному, - это не порок, а болезнь, причем на конечной своей стадии смертельная. А болезнь нужно лечить, причем в некоторых случаях не спрашивая на это согласие тех, кого недуг поразил.

Российское законодательство об охране здоровья граждан предусматривает, что лечение наркомании по достижении 16 лет возможно лишь с согласия больного. В более раннем возрасте на лечение могут отправить по желанию родителей.

- К сожалению, законодательство не распространило эту норму на несовершеннолетних, страдающих алкоголизмом, несмотря на то, что эта болезнь не менее опасна с медицинской и социальной точки зрения, - высказала свою точку зрения Марина Зайцева.

Кроме того, по мнению прокуроров, нужно поднять возрастную планку, с которой молодые люди смогут принимать решение о лечении самостоятельно, до 18 лет. Ведь по закону до достижения совершеннолетия гражданско-правовую ответственность за своих детей несут родители.

Сама Генпрокуратура, как известно, не обладает правом законодательной инициативы. Но прокуроры не лишены права называть проблемы. Главное, чтобы и законодатели обратили на них внимание.

03.07.07 РФ не готова отказаться от импорта животноводческой продукции

РФ не готова отказаться от импорта животноводческой продукции

Министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев считает, что Россия пока не готова отказаться от импортной животноводческой продукции. "Мы в 90-е годы довели животноводство до такого состояния, что если мы откажемся от импорта, будет нарушена продовольственная безопасность страны, и это вызовет социальное напряжение", - сказал он, принимающий участие в выставке-демонстрации "День российского поля-2007".

По словам министра, если Россия и запрещает ввоз какой-либо продукции из-за рубежа, на это есть объективные причины. "Есть пища для удовольствия, а есть пища для жизни. Импорт - это в основном пища для удовольствия. Отдавать предпочтение надо своим натуральным продуктам", - отметил министр.

Согласен с ним полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак: по его мнению, нужно не ограничивать импорт, а производить конкурентоспособную по качеству и цене продукцию. А.Гордеев, оценивая объемы бюджетной поддержки АПК, отметил, что если в 2005 году поддержка села составляла 26 миллиардов рублей, то на 2009 год предусмотрено 100 миллиарда рублей, на 2010 год - 120 миллиардов рублей.

Кроме того, министр обещает поддерживать производство натурального вина в России, которому, по его мнению, должен отдаваться приоритет. "Никаких суррогатных вин, неординарного вина, смеси порошка с спиртом быть не может на прилавках. Мы дадим приоритет натуральному вину", - сказал А.Гордеев.

Он напомнил, что в ближайшее время должен выйти федеральный закон "О вине и виноделии", которым будет утвержден техрегламент по производству вина. Таким напитком будет считаться только произведенное традиционным способом вино. "Мы также хотим вывести вино из-под общей системы налогообложения крепкого алкоголя", - подчеркнул министр. По его словам, это снизит налоговую нагрузку на производителей вина.

ИА "Альянс Медиа" по материалам РИА "Новости"

03.07.07 Москва: состоится форум "Новый бизнес новой России"

Москва: состоится форум "Новый бизнес новой России"

10 и 11 июля 2007 года в Москве состоится одно из самых ярких деловых событий года - III Ежегодный форум национального бизнеса "Новый бизнес новой России", посвященный новому поколению отечественного предпринимательства и развитию производств в несырьевом секторе национальной экономики.

Организаторами форума выступают Общероссийская общественная организация "Деловая Россия", Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства ОПОРА РОССИИ, Общественная палата Российской Федерации, Ассоциация менеджеров России, Ассоциация Российских Банков, Общероссийское объединение работодателей "Координационный совет объединений работодателей России", Ассоциация строителей России, Центр развития информационного общества ("РИО-Центр").

Новое поколение российского бизнеса - это сотни тысяч малых, средних и крупных компаний, работающих в перерабатывающем секторе экономики: в машиностроении и строительстве, в отрасли сельского хозяйства и секторе информационных технологий - предприятий, ориентированных как на внутренний, так и на внешний рынки, создающих новых рабочие места и открывающих новые производства. Условия работы этих компаний существенно отличаются от тех, в которых работают сырьевые гиганты - по доходности, по доступу к инвестиционному капиталу и по обеспеченности трудовыми ресурсами.

Вместе с тем будущее российской экономики зависит именно от развития перерабатывающего сектора, диверсификации экономики, формирования свободного конкурентного рынка. Сегодня для быстрого и качественного роста экономики России сложились уникальные предпосылки: стабильность финансовой ситуации, благоприятная конъюнктура мировых товарных рынков, возможность оперативного принятия государственных решений как следствие политической стабилизации в стране. Деловое сообщество совместно с представителями государственной власти обязано превратить эти благоприятные предпосылки в ресурс для устойчивого долгосрочного развития и диверсификации национальной экономики.

Координация действий предпринимательских объединений РФ имеет важнейшее значение для развития конкурентного рынка, стимулирования экономического роста, преодоления сырьевой зависимости экономики и укрепления позиций бизнеса. Какие барьеры стоят на пути развития несырьевого перерабатывающего бизнеса, как добиться улучшения структуры экономики и ускорения экономического роста, повышения качества жизни в стране - ответы на эти и другие вопросы в свободной дискуссии будут искать на форуме предприниматели, эксперты, аналитики, представители институтов гражданского общества и госуправления.

III Ежегодный форум национального бизнеса "Новый бизнес новой России" призван организовать широкое обсуждение путей перехода к новой модели экономического развития, направленной на создание полноценного общенационального рынка с необходимым уровнем развития конкуренции, частной инициативы и достаточным количеством субъектов малого и среднего предпринимательства, задать ориентиры эффективной промышленной политики, стимулировать экспансию российских наших компаний за рубеж, выработать цивилизованные принципы взаимоотношений делового сообщества и эшелонов государственной власти.

Откроет форум председатель Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Б. Титов. Среди модераторов заседаний III Ежегодного форума начальник Экспертного управления администрации Президента РФ А. Дворкович, министр транспорта РФ И. Левитин, президент Ассоциации Российских Банков Г.Тосунян, заместитель председателя Комитета Государственной думы ФС РФ А.Лихачев, министр образования и науки РФ А.Фурсенко, министр регионального развития РФ В. Яковлев и другие официальные лица.

Также в форуме принимают участие президент Российского союза промышленников и предпринимателей А.Шохин, главный редактор журнала "Эксперт" В. Фадеев, генеральный прокурор РФ Ю.Чайка, председатель Комиссии Государственной думы ФС РФ по противодействию коррупции М. Гришанков, председатель Центрального Банка РФ С.Игнатьев, президент Торгово-промышленной палаты РФ В. Примаков, председатель Комитета по образованию и науке Государственной думы ФС РФ Н. Булаев и другие официальные лица.

В работе форума примут участие представители профильных министерств и федеральных агентств, руководители субъектов РФ, представители общественных организаций, топ-менеджеры ведущих российских и зарубежных компаний, представляющих средний и малый бизнес. В первый день работы форума пройдет заседание Столыпинского клуба, где будут обсуждаться проблемы "правых идей" в современной России, которые дискредитированы в 90-е годы прошлого века.

Политики и политологи совместно с предпринимателями попытаются ответить на следующие вопросы: каковы политические позиции нового поколения российского бизнеса, какими принципами будет руководствоваться предприниматель на предстоящих выборах, есть ли шанс у правой идеи в России и что собой представляет "правая идея" на современном этапе истории.

III Ежегодный форум "Новый бизнес новой России" откроется 10 июля пленарным заседанием "Как России расти быстрее? Роль несырьевого бизнеса". В рамках III форума пройдут заседания тематических круглых столов и презентаций по темам:

10 июля: «Экономика России: сценарии развития»; «Новый бизнес и противодействие коррупции»; «От распределительной экономики к развитию кредитных методов финансирования»; «Власть и бизнес: строим вместе? Частно-государственное партнерство в развитии транспортной инфраструктуры»; «Заседание Столыпинского клуба»;

11 июля: «Россия в мировом торговом клубе: как защитить интересы национального бизнеса?»; «Региональная политика: стимулирование слабых или нивелирование сильных?»; «Бизнес для энергетики или энергетика для бизнеса?»; «Как сделать суды независимыми?»; «Кадры решают все. Профессиональное образование: анализ спроса и предложения»; «От социального жилья к ипотеке»; «Сельское хозяйство: мы и ВТО»; «Рыночные механизмы решения социальных вопросов».

Подведение итогов III форума состоится 11 июля на пленарном заседании "Национальные проекты: предварительные итоги и взгляд в будущее". Подробную информацию можно найти на официальном сайте III Ежегодного форума национального бизнеса.

ИА "Альянс Медиа"

03.07.07 Съешь меня!

Съешь меня!

С 1 июля ищите на продуктах в столичных супермаркетах маркировку "Не содержит ГМО!"

Мария Ермакова

Опубликовано в "Российской газете" (Центральный выпуск) N4403 от 3 июля 2007 г.

Чтобы москвичам было проще отличать продукты с трансгенами от натуральных по одному взгляду на упаковку, начиная с этой недели в Москве вводится добровольная маркировка: специальный знак - круг с бледно-зеленым фоном, на который нанесена ярко зеленая надпись "Не содержит ГМО!" Право наклеить его на свою продукцию получат лишь производители, благополучно прошедшие специальные лабораторные тесты. Как считают городские власти, такие указатели обеспечат москвичам полную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов.

Бой трансгенам Москва объявила еще в 2005 году, когда группа ученых РАН обратилась с просьбой оградить людей от сомнительной для здоровья продукции. Новая маркировка - лишь один из способов ограничить продажу продовольствия с трансгенами. По замыслу правительства Москвы этот знак должен стимулировать на самоидентификацию по принципу "больше информации- выше доверие, а значит, и спрос". Однако зеленая метка является добровольной, как и другой экознак качественного бензина на АЗС.

Уже сегодня поставщикам продуктов в городские учреждения путь без теста на ГМО заказан. Если в прошлом году в Москве была запрещена закупка продуктов с трансгенами для школ и садов, то в этом запрет распространился на все продовольственные закупки по госзаказу для нужд города. Причем все эти табу на трансгены депутаты Мосгордумы для пущей убедительности закрепили в новой редакции Закона "О продовольственной безопасности города Москвы".

Право выдачи разрешений на использование "чистого" знака "Не содержит ГМО!" в этом году предоставлено департаменту потребительского рынка и услуг столицы. Плата за его использование взиматься не будет, а вот лабораторную экспертизу продуктов на ГМО производитель или фирма-поставщик должны делать за свой счет в одной из столичных лабораторий. Здесь и начинаются сомнения у производителей. По закону проверкой продуктов на наличие в них трансгенов имеют право заниматься только отделения Роспотребнадзора. Разумеется, многотысячную армию производителей проверить здесь нереально даже за несколько месяцев. Это было очевидно еще год назад, когда столичное правительство совместно с депутатами озаботилось проблемой защиты москвичей от трансгенов. Специально на создание недостающих лабораторий во всех округах Москвы Мосгордума внесла в статью расхода на 2007 год 50 миллионов рублей.

"Совсем немного времени осталось до начала работы 16 новых лабораторий, позволяющих проверять продукты питания на содержание в них генно-модифицированных организмов", - с радостью рапортовала перед 1 июля глава комиссии Мосгордумы по здравоохранению и охране общественного здоровья Людмила Стебенкова. Она - одна из инициаторов борьбы за тотальное выявление ГМО в Москве и, по ее словам, эти лаборатории откроются не только ради добросовестных производителей, но также для рассекречивания нечистоплотных.

"Если кто-то сомневается, содержится или нет в купленном продукте ГМО, можно будет принести этот продукт в лабораторию и бесплатно проверить на содержание трансгенов, - заявила Стебенкова,- результаты проверок будут заноситься в специальный реестр, который будет публиковаться в открытом доступе в Интернете". Словом, депутаты намекают на создание "черного списка" тех, кто тайно кормит москвичей трансгенами.

Сколько же будет стоить проверка на ГМО? Эксперты подсчитали, что один тест обойдется от 500 до 1, 5 тысячи рублей. А ведь список продуктовой линейки у одного только производителя может насчитывать до сотни наименований. "Эти дополнительные расходы могут быть переложены на потребителя",- так расценивает новшество Алексей Поповицев, глава одной из компаний, представляющей на московском рынке западных производителей. Стимул тратить такие деньги у фирмы-поставщика появится лишь в том случае, если регион так или иначе экономически обоснует необходимость тратиться на такие анализы.

Столичные власти понимают, что их шаги на пути отсечения производителей полуискусственных продуктов питания не будут эффективны, если не появится законодательного фильтра на федеральном уровне. Вот почему мэр Москвы Юрий Лужков обратился с открытым письмом к президенту РФ Владимиру Путину, предложив ему ввести мораторий на ГМ-продукты на территории всей России. Откладывать с этим решением, по его мнению, не стоит: впереди - ближайшая перспектива вступления России в ВТО. Если не поставить заслон на пути ГМО раньше, то после вхождения в ВТО и Москва, вместе со всей Россией, попадет в трансгенную зависимость от западных пищевых холдингов.

Досье "РГ"

Впервые свободные от трансгенов зоны появились в странах ЕС три года назад, но сегодня их уже больше сотни. Свободны от ГМО (генно-модифицированных организмов) часть провинций Австрии, Польши, областей Германии, Франции, Италии. А Греция, Сербия и Черногория вообще объявили себя свободными от ГМО странами.

Страница: 1<<6566676869>>121
Создание и поддержка сайта UlterWest Система управления контентом сайта CMS UlterSuite


Yandex CY Торговый Портал TradeLine каталог интернет-магазинов Интернет магазин цифровой и компьютерной техники: кпк, ноутбуки, смартфоны, коммуникаторы и аксессуары (pda,notebook), принтеры и расходные материалы.

Rambler's Top100
Интерреклама. Деловая сеть